суббота, 8 мая 2010 г.

О носках и обуви


При входе в небольшую прихожую гэнкан японцы оставляют верхнюю одежду и, по старинному правилу, снимают свои ботинки, которые сразу же ставят на увлажненные кругляки таким образом, чтобы можно было легко, как бы с ходу надеть. На пол в японском доме не полагается ступать теми же ботинками, в которых ходят по грязной дороге. Ведь уличную пыль главным образом приносят на обуви. Японцы надевают легкие туфли и проходят в комнату. Но когда с дощатого пола, зеркально отполированного, им нужно войти в комнату с циновочным полом, они снимают и эти легкие туфли.



Таби


Таби

Ходить по циновке принято лишь в специальных матерчатых носках таби , или в обычных носках. Таби - это наиболее распространенные в народе носки особого покроя - они имеют выделенный большой палец, и это делает их похожими на копытце. Они предназначены не только для комнаты, но и для пользования национальной обувью – варадзи , гэта и дзори. Часто таби, изготовленные из прочного материала, носят и без обуви, особенно в деревне. Таби считаются очень удобными при ходьбе по земле и во время работы в поле. До Второй Мировой войны и в первые послевоенные годы дома японцы носили носки таби - в большинстве случаев – только белого цвета - или же ходили босиком. В последнее время все больше японцев предпочитают дома ходить в тапочках европейского типа, существуют и обыкновенные тапочки суриппа.


Мягкие тапочки непременно следует снять при входе в комнату, оборудованную в японском стиле (то есть комнату с татами), а такие комнаты, есть в большинстве японских не только индивидуальных домов, но и городских квартир. В случае, если дом построен в традиционном японском стиле, гэнкан — это не просто прихожая, где снимают обувь, но и место исполнения своего рода ритуала - войдя туда, следует известить приветствием о своем приходе и дождаться хозяев, а получив приглашение, войти, снять обувь и подняться на деревянную ступеньку, называемую сикидай — «церемониальная ступень», предназначенную для встречи и проводов гостей. В квартирах гэнкан, как правило, имеет условную границу, хотя нередко прихожая несколько «заглублена» относительно поверхности пола в квартире. В XVII в. устраивать гэнкан с сикидай стали самураи, затем купцы, а потом и простой народ.

Еще существует такой вид домашней обуви, как сицунайбаки. Часто это слово переводят как «тапочки», но изначально этим словом называли специальные плотные носки, которые надевали на тренировках во время занятий традиционными японскими боевыми искусствами. Теперь же так называют и плотные хлопковые или шерстяные носки, которые пользуются большой популярностью у японок (из-за множества ярких оттенков и приятного глазу дизайна) и спасают ноги японцев в холодные зимы, ведь до сих пор в японских домах нет центрального отопления.


Toire surippa

Существует и еще один, совершенно особый вид домашней обуви у японцев – это специальные «туалетные тапочки» тоирэ суриппа. Они будут ждать вас при входе в японскую ванную или туалет. Механизм здесь следующий - заходите в туалет – меняете обычные тапочки на туалетные, выходите – совершаете обратную процедуру. Сделаны такие тапочки обычно из пластика или резины, но иногда бывают и «мягкие сверху», но все же прорезиненные внутри. Если в японском магазине вам придется выбирать тапочки, вы легко сможете понять, какие из них – «туалетные». Такой «фокус с переодеванием» преследует несколько целей – во-первых, так будет более гигиенично. А во-вторых, окружающие без лишних слов поймут, что в туалете кто-то есть. Самое главное – не забыть переодеть «туалетные» тапочки при выходе из данного заведения. Обычно иностранцы, не привыкшие к такой традиции, забывают поменять тапочки и становятся предметом «подхихикивания» со стороны японцев. Хотя и среди японцев есть невнимательные люди, которые забывают переодеть тапочки.




Гэта

Гэта – традиционная японская обувь, весьма неудобная по меркам европейцев, однако, японцы в ней не один век ходили, бегали, воевали – словом, вели активный образ жизни и ничуть не смущались неудобностью. Внешне гэта выглядят следующим образом - деревянная платформа покоится на двух поперечных брусочках, которые в зависимости от надобности могут быть довольно высокими. На ноге всё это крепится посредством двух шнурочков, протянутых от пятки к передней части гэта и проходящих между большим и вторым пальцами. Форма гэта была одинаковой для обеих ног, сверху они напоминают самые обычные прямоугольники.

В Японию гэта попала, как водится, из Китая и первоначально носились в среде буддийских монахов и простонародья, что легко объяснимо - в силу особенностей национального сельского хозяйства, в гэта на высокой танкетке чрезвычайно удобно культивировать рис, а также снимать плоды с деревьев (для этого использовалась самая высокая танкетка), собирать дары моря, ну и передвигаться в дождливую погоду и слякоть. И только с течением времени гэта стали носить и аристократы, разумеется, эти гэта были не чета простонародным и украшались самым различным образом, в частности, женские гэта покрывались позолоченной парчой, украшались различными рисунками и колокольчиками. Мужская обувь была более сдержанной в этом плане и тут основное внимание уделялось выбору породы дерева, наносимой на поверхность резьбе и лакировке.


Варадзи

Варадзи - один из видов традиционной японской обуви. Сплетенные из рисовой соломы или пеньки, они имели весьма незначительный срок службы, что компенсировалось простотой изготовления и доступностью материала. Полоски сплетенной соломы о, каёси проходили через петли, закрепленные в подошве по бокам и на пятке, и завязывались на лодыжке, фиксируя обувь на ступне. Варадзи существовали в нескольких вариантах, различаемых по количеству боковых петель ти. Большой популярностью пользовался простой вариант ёцудзи с четырьмя боковыми петлями для крепления. Вариант муцудзи был посложнее - с шестью боковыми петлями, и имел меньшую популярность. Тем не менее лучше использовать муцудзи, так как при использовании большего количества петель обувь плотнее сидит на ноге и лучше препятствует попаданию между подошвой и ногой мелких камешков и сора. Варадзи лёгкие, в них можно ловко и проворно ходить, и они недороги в изготовлении, так что в старые времена их носили младшие чины, строительные рабочие и простые люди во время поездок. Некоторые рыбаки до сих пор носят варадзи в горных ручьях, чтобы покрепче держаться на ногах.

Варадзи носили и ниндзя, но они были не из соломы. Их плели из хлопчатобумажной нити или бычьей кожи, что делало их чрезвычайно прочными. Для еще большего повышения прочности, а также на тот случай, если ниндзя вдруг наступит на «каштан» или оступится в волчью яму, в подошву вплетали конские либо женские волосы, а также укрепляли ее корой дерева мокугэ. Для этого кору сначала вымачивали в воде, потом расплющивали деревянным молоточком, пропитывали жиром черепахи и небольшими кусочками подшивали к подошве. В результате даже меч или копье не могли ее проткнуть. Интересно, что похожие по конструкции варадзи вплоть до второй мировой войны имели широкое хождение на территории бывшего княжества Огаки Тода, только там вместо коры к подошве, подобно чешуе, пришивали металлические пластиночки. Назывались они «канэ-но варадзи» — «железные варадзи».


Существуют различные способы одевания варадзи, такие как накати-нуки, ёцу-тигакэ, такано-гакэ. Способ крепления мог зависеть от использования варадзи и целей, возлагаемых на них. Традиционно варадзи одевались таким образом, что пальцы ног выступали за край подошвы, а задняя часть подошвы поднималась и обхватывала пятку.


Дзори

Дзори отличаются от варадзи отсутствием завязок. Материал изготовления тот же - из рисовой соломы.


Асинака

Асинака представляют собой "обрезанную версию" дзори. Передняя часть ступни находится на платформе, пятка на земле.





Сейчас небольшая викторина. На фотографиях не носки и не таби. Перед вами разновидность японской обуви. Сделаны они так - подошва из кожи, а ее охватывает ручной вязки плотный шелк. Такая обувь использовалась и используется в исключительных случаях и далеко не каждый день. Носят ее, например, танцоры. Внимание, вопрос.

А как называется такая обувь?

пятница, 7 мая 2010 г.

О Замке Тоомпеа и Звезде Ватанабэ


Замок Тоомпеа (Toompea loss) расположен на холме в центре столицы Эстонии - Таллине, на высоте около 50 м над уровнем моря. С момента постройки он всегда олицетворял правящую власть в стране, после конца советской оккупации здесь располагается Рийгикогу (парламент) Эстонской Республики. В первой половине XIII века поселение, возникшее у подножия Тоомпеа неподалеку от гавани, превращается в город. Согласно древним сказаниям Холм Тоомпеа был образован из огромных каменных валунов, натасканными Линдой, чтобы накрыть могилу умершего мужа Калева. По легенде из её слёз возникло озеро Юлемисте. Калев в эстонской мифологии - легендарный богатырь-великан, основатель княжества на Вирском берегу, похоронен он под таллинским холмом Тоомпеа.




Легендарный Меч Калева стал объектом поклонения и мифотворчества,
у эстонцев он олицетворяет три звезды пояса Ориона


Орион – самое красивое и загадочное созвездие экваториальной полосы неба. Это мощный источник рождения новых звезд, вырывающихся из глубины космоса. Поражающее своей необычайной светимостью семизвездие Ориона особенно хорошо видно на зимнем небосводе. Это одно из самых ярких созвездий ночного Неба, всегда привлекало к себе внимание людей. Есть упоминание о созвездии Орион в библейской книге Иова. Три звезды пояса Ориона часто встречаются под такими названиями как Три Мага, Три Волхва, Посох Иакова.


Орион (Ὠρίων) — экваториальное созвездие, его легко разыскать по трём бело-голубым звёздам, изображающим пояс Ориона — Минтака, Альнилам и Альнитак. Они отстоят друг от друга на одинаковом угловом расстоянии и расположены в линию, указывающую юго-восточным концом на голубой Сириус в Большом Псе, а северо-западным концом — на красный Альдебаран в Тельце. Наиболее яркие звёзды - Ригель, Бетельгейзе и Беллатрикс. Его ярчайшая звезда — оранжево-красная Бетельгейзе. В Орионе расположена видимая невооружённым глазом Большая туманность Ориона.


В греческой мифологии Орион был сыном Посейдона и стал знаменитым охотником. Он похвалялся тем, что нет животного, которого он не мог бы победить, за что Гера наслала на него Скорпиона. Орион очистил от диких зверей остров Хиос и стал просить у царя этого острова руки его дочери Меропы, но тот отказал ему. Орион попытался похитить Меропу, и царь решил ему отомстить: напоив допьяна, он ослепил Ориона. Гелиос возвратил Ориону зрение, но от укуса посланного Герой Скорпиона Орион все же погиб. Зевс поместил его на небе таким образом, что он может всегда уйти от своего преследователя, и действительно, эти два созвездия одновременно на небе не видны. Некоторые видят родство этого слова с именем музыканта Арионом, который очаровал своей игрой даже дельфинов и был спасен ими, когда тонул в море. В вознаграждение за свое искусство он впоследствии был помещен на небо.


Латинский автор Юлий Гигин в книге «Астрономия» приводит версию, согласно которой Ориону удалось вызвать в Артемиде ответные чувства, но история кончилась трагически: «Орион был возлюбленным Дианы и едва не стал, как считают, ее супругом. Аполлон был этим очень недоволен и часто упрекал ее, ничего, однако, не добившись. Однажды он увидел далеко в море голову плывущего Ориона и поспорил с Дианой, что она не сможет метнуть стрелу до той черной точки, что виднеется в море. Желая подтвердить свою славу искуснейшей лучницы, она пустила стрелу и попала Ориону в голову. Волны прибили к берегу его мертвое тело, и Диана, неутешно горюя и укоряя себя за его смерть, оплакала его гибель горькими слезами и поместила, считают, его среди созвездий». У Гомера встречается вариант мифа, в котором Орион был возлюбленным богини утренней зари Эос, Артемида убила его за это, а Эос поместила на небо.

В созвездии Ориона внимание людей особенно привлекали три близко расположенных звезды - Пояс Ориона. Альнилам — большая голубая звезда в созвездии Ориона. Она является голубым сверхгигантом и одной из ярчайших по светимости звёзд. Имя Альнилам происходит от арабского النظام an-niżām, что означает «нить жемчуга». Альнилам вместе со звёздами Минтака и Альнитак формирует пояс Ориона, известный под разными именами во многих древних культурах.


Эта древняя китайская карта северного неба планеты Земля – часть Даньхуанского звездного атласа, одного из самых впечатляющих документов в истории астрономии. Это – самый старый из известных полных звездных атласов, он был создан между 649 и 684 годами и обнаружен в городе Даньхуан на Великом шелковом пути в 1907 году. Атлас показывает расположение более 1300 звезд и 257 китайских групп звезд, или астеризмов. Точность положений звезд в нарисованном от руки атласе составляет несколько градусов. На этой карте северной полярной области неба хорошо узнаваемый Большой Ковш – часть современного созвездия Большой Медведицы, расположен вдоль нижнего края. Дополнительные 12 карт изображают экваториальные области, каждая размером 30 градусов. На одной из них есть группа, напоминающая современное созвездие Ориона. В настоящее время атлас экспонируется в Британской библиотеке в Лондоне.

Пояс Ориона не могли обойти вниманием и китайцы. В древнем Китае Небо делилось на пять крупных областей, куда входили 28 китайских созвездий. Западная Область Неба включает крупное лунное созвездие Бай Ху (Белый Тигр), состоящее из семи более мелких лунных созвездий-стоянок, в том числе и Ориона под названием Три Звезды. В китайской мифологии Три звезды являются одним из 28 китайских созвездий. А также одним из западных домов китайского созвездия Белый Тигр.

Три Звезды. соответствуют осени и управляется Венерой. Это созвездие имеет большое значение для генералов армии, командного состава, так как предвещает военные действия. Военным эти звёзды приносят награды и почести, интуитивность, смелость, стремление к одобрению и победам. Считается также, что звёзды созвездия сильно влияют на простой народ и женщин. Они дают опыт, сосредоточенность, активность, деловитость, осторожность, расчетливость, материализм. Указывают на честолюбие, приобретение материальных и социальных выгод, устойчивый быт, согласованность с другими. Созвездие указывает на такие качества личности, как терпение, самоанализ, недоверчивость, прагматизм, устойчивые взгляды и мораль, беспокойство и тоску.


Японцы вместе с буддийскими монахами многое заимствовали из китайской культуры, в том числе и Три Звезды, представляющие в китайской культуре трех генералов. Три Звезды у японцев получили название Звезда Ватанабэ, они стали символом основателя древнего клана Мори (毛利氏). Этот клан известен в Японии с периода Хэйан, утвердился в провинции Аки. Самураи этого клана пережили период воюющих государств и по-прежнему активны и по сей день. Клан Мори пользуется уважением за традиционализм и религиозность.

Звезда Ватанабэ стала камоном не только клана Мори, но и семейным моном многих японцев с фамилией Ватанабэ . Это одна из десяти наиболее распространенных фамилий, особенно в восточной Японии. Ватанабэ (Watanabe, 渡 辺) - пятая по распространённости японская фамилия. Первое имя Ватанабэ было у дворян куге, прямых потомков императора Сага (786-842). Kuge (公家) были японским аристократическим классом, который позже затмил дайме. Но куге продолжали доминировать и работать в судах.

Emperor Saga (786-842)

Император Сага (嵯峨天皇, Сага-тэнно) (786-842) был 52-м императором из Японии, согласно традиционному порядку наследования. Его правление пришлась на 809 - 823 годы. До своего восшествия на хризантемный тон, его личное имя было Камино-Синно. Он был вторым сыном императора Камму. Император Сага имел от девяти императриц -супруг 47 сыновей и дочерей. Сага получил прекрасное классическое китайское образование, он был также известен как искусный каллиграф. Согласно легенде, он был первым японским императором, который начал пить чай. Император Сага сыграл важную роль как сторонник буддийских монахов Кукай. Император Кукай помогла установить школы буддизма Сингон путем предоставления ему храма тодзи в столице Хэйан (Киото).

Минамото но Райко (944-1021)

В древней Японии было четыре благородные кланы. Один из этих кланов, клан Минамото также известен как Гэндзи (源氏). В эпоху императора Сага выделялся самурай Минамото но Райко (源頼光) (944-1021), который служил регентовом клану Фудзивара, принимал жесткие меры в подавлении бунтов.

Ватанабэ не Цуна (953-1025)

Минамото но Райко передвигался и совершал подвиги в сопровождении своих четырех легендарных собутыльников помощников, в числе которых был Ватанабэ не Цуна. Ватанабэ не Цуна (Watanabe no Tsuna, 渡辺纲) (953-1025) был японским самураем, товарищем по оружию Минамото но Райко (944-1021), он также известен своими военными подвигами в ряде сказок и легенд, где описывается его борьба со многими монстрами, зверями и демонами. К этому же времени восходит камон Звезда Ватанабэ. Этот камон имеет китайские корни. Фамильный символ Ватанабэ - три звезды, известные как Звезда Ватанабэ

Звезда Ватанабэ

Звезда Ватанабэ

Есть еще одна версия происхождения камона Звезда Ватанабэ. Происхождение этого символа восходит к древнейшим временам. Изначально люди с именем Ватанабэ занимались перевозкой на пароме тюков риса. Эта одна из древнейших профессий. Звезда Ватанабэ - это три круглых тюка риса, загружаемых на судно. Подлинный смысл был профессиональным - это перевозчики паромной гильдии. Некоторые носители спуститься с Минамото но Тора (822-895), сыном императора Сага. Первоначально они носили имя Wataribe, от слова Watari - гильдии паромащиков по всей Японии. Мы знаем их потомков и однофамильцев сегодня по другой форме их названия - Ватанабэ.

четверг, 6 мая 2010 г.

Ундина

«Унда» по-латыни — «вода». В мифологии германских народов издревле известны ундины — духи воды. На весь мир их прославила повесть «Ундина», которую написал граф Фуке де ла Мотт и перевел на русский язык стихами В. А. Жуковский. Ундины — красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие. Другое дело — ундине, существующие в прибалтийских народных поверьях. Они — типичные русалки с рыбьими хвостами.


***

Тонула Ундина русалочной блядью.
Нырнула Луна, любопытная к смерти.
Подробно-нахальные хмурые дети
Бросали на труп нехорошие взгляды.
Была в них не похоть разбуженной плоти,

Не опыта скудного трезвая жадность,
Не праздность, не скука, скорее работа,
Работа души и её беспощадность.

Лишь дети иначе глядят на Ундину
И словно бы вовсе не знают пощады.
Бесстрастно и просто глядят нелюдимо
Спокойным и страшным предчувствием ада.

А плоть, что не только порочна и смертна
Своей красотой не тревожит, и будто
Им нечто Иное дано и заметно
Посредством утробной животности мудрой.

Им кладбище мглище — как лишний гербарий
И трупы в гробницах — останки стрекозок.
Они таковы оттого, что познали
Излишество жизни изяществом мозга.

***

© Алина Витухновская



вторник, 4 мая 2010 г.

Рай - это так недалеко


***
Рай - это так недалеко...
Там пьют парное молоко,
Там суп с тушенкою едят
и с Данте за полночь сидят.
Там столько солнца и дождей,
что вечно алы были маки:
рай - это там, где нет людей,
а только дети и собаки.

***
В моей бестрепетной отчизне,
как труп, разъятой на куски,
стихи спасли меня от жизни,
от русской водки и тоски

Как беженку из ближней дали,
меня пустивши на постой,
стихи мне отчим домом стали,
колодцем,
крышею,
звездой...

Как кесарево - тем, кто в силе,
как Богово - наоборот,
стихи, не заменив России,
мне дали этот свет - и тот.

***
Цвела картошка у сарая
лиловым, белым, голубым...
Я в детстве так боялась рая,
где будешь ты любим любым
и устремят родные души
к тебе несметные стопы, -
я пряталась на старой груше...
...Я и теперь боюсь толпы.

***
© Инна Кабыш