среда, 12 мая 2010 г.

Великое искусство







Одного художника император попросил написать Гималаи на стенах его дворца. Художник был Мастером дзэн. Он сказал, что ему нужно для этого три года жить в Гималаях. Император спросил:
- Это займет у тебя три года?
Художник ответил:
- Я прошу минимум времени, потому что, пока я не стану частью Гималаев, я не смогу написать их. Мне нужно пойти туда и раствориться в них.
По прошествии трех лет он вернулся и расписал стену в три дня. Император пришел посмотреть. Это было чудо! Он никогда не видел такие прекрасные горы. Даже настоящие Гималаи были немного бледнее в сравнении с ними. Он долго стоял и любовался, а потом заметил:
- Здесь я вижу тропинку, куда она ведет?
Художник ответил:
- Мы можем пойти посмотреть.
Они пошли и больше не вернулись.

Евреи в Японии



Cреди португальских и голландских купцов, посещавших Японию во второй половине 16 века, были и евреи, но эти поездки прекратились в 1639 году, когда японские власти ввели почти полный запрет на въезд европейцев в страну.




Могила Hendrik Duurkoop

Сотрудник голландской Ост-Индской компании Hendrik Duurkoop приехал в Нагасаки в 1778 году. Он был директором торгового поста на острове Dejima в гавани Нагасаки. Его могила в Нагасаки на кладбище для иностранцев на холме с видом гавани Нагасаки является старейшей еврейской могилой в Японии. Сегодня она лежит в тени высоких деревьев. Голландская надпись по-прежнему ясно разборчива.



Центр Нагасаки

Вскоре после отмены запрета в 1853 году некоторое число евреев поселилось в портовых городах Японии. Евреи, в основном уроженцы России и Европы, появились в Нагасаки, к концу 19 века их численность составила около ста человек. Среди евреев было несколько прозелитов из японцев.



Могила австрийского еврея Sigmund Lessner на кладбище Сакамото и
Первая синагога Бет Израиль в Umegasaki в Японии

В 1894 году на средства богатого российского предпринимателя и финансиста М. Гинсбурга в Нагасаке была построена синагога. Место расположения первой синагоги в Японии - Умегасаки Мачи (Umegasaki Machi). Евреи занимались торговлей и снабжением российских торговых и военных судов, часто посещавших этот порт. Сейчас в Нагасаке больше нет евреев. Старое еврейское кладбище расположено в Сакамото Гайджин Бочи (Sakamoto Gaijin Bochi).

В Йокохаме евреи стали выпускать газету «Джапан экспресс» — одно из первых в Японии периодических изданий на европейских языках. К концу 1860-х годов в Йокохаме насчитывалось около 50 еврейских семей из Польши, а также из Великобритании и США. Община построила синагогу и открыла еврейскую школу.

В Кобе евреи живут уже более 100 лет, они появились в 1890-х годах. На протяжении сотен лет Кобе был портовым городом, куда в поисках экономического процветания стекались люди со всего мира. Еврейская община в Кобе зародилась благодаря группе еврейских купцов сирийского и иракского происхождения, которые основали там сефардскую конгрегацию. До сего дня в синагоге в Кобе используются сефардские Свитки Торы.

Кобе, расположенный в префектуре Кансай, находится относительно близко к известным японским городам Осака и Киото. Во время Второй мировой войны сюда бежали почти 17 тысяч евреев, нашедших в Кобе временный приют. В 1940-х в городе было две синагоги, одна сефардская и одна ашкеназская. В то время была даже функционирующая ешива. Затем, когда Израиль получил независимость, большинство евреев уехали в Еврейское государство. Сегодна еврейское население насчитывает около 15 семей.




Принц Коноэ Фумимаро

Во время Второй мировой войны японцы совсем не собирались выполнять предписания своего нацистского союзника об истреблении евреев на контролируемых территориях. Принц Коноэ Фумимаро - сторонник плана Фугу, предусмотривавший создание еврейского государства в Маньчжурии и прием 20 тыс. еврейских беженцев из Европы.

вторник, 11 мая 2010 г.

Памятник Братства

Памятник Братства расположен на холме Майон на острове Лусон на Филиппинах. Этот памятник посвящен событиям октября 1944 года, когда недалеко от этих мест развернулось сражение за Филиппины между Императорским флотом Японии и ВМС США - бои в море Сибуян и заливе Лейте. Эта крупнейшая битва Второй мировой войны, и памятник Братства - реквием по трагедии тихоокеанской войны.



Вулкан Майон (Mayon Volcano) расположен на острове Лусон, в близости от города Легаспи, Филиппины. Майон – действующий вулкан, высотой 2462 метра. На этой горе и находится Памятник Братства.



Монумент - доказательство дружбы между Японией и Филиппинами


В октябре 1944 года американцы начали высадку на Филиппины и в случае успеха операции могли разрушить японский оборонительный периметр и отрезать Японию от основных источников сырья и нефти. Японское командование приняло решение о проведении генерального сражения. Составленный им план «Се-Го» (Победа) являлся незаурядным достижением оперативного искусства. Поскольку авианосцы Императорского флота к этому времени остались практически без самолетов, главная роль отводилась крупным артиллерийским кораблям. Япония, в отличие от Германии и Италии, строила свои военные корабли для того, чтобы они сражались, и без колебаний использовала их. Линейные корабли Японского Императорского флота не отсиживались в портах.


Господин Курита Такео, вице-адмирал

Основной удар по американцам должно было нанести соединение вице-адмирала Куриты. В его состав входили 5 линкоров, включая «Ямато» и «Мусаси», 10 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 15 эсминцев. По совокупности артиллерийской мощи и защищённости японские линкоры заметно превосходил и новейшие американские линкоры типа «Айова» и в ещё более значительной степени линкоры европейских стран. Соединение должно было ночью преодолеть пролив Сан-Бернандино и утром атаковать десантные суда у острова Лейте. Поддержку ему оказывало меньшее по силам соединение вице-адмирала Нисимуры, следовавшее проливом Суригао.

Линейный корабль "Ямато"

В бой шло целое созвездие высших офицеров японского флота - 1 адмирал, 14 вице-адмиралов и 15 контр-адмиралов. Все высшие офицеры лично участвовали во множестве боев и операций. В ходе сражения адмиралы японского флота неоднократно рисковали жизнью, не только находясь под огнем противника, но и покидая свои поврежденные и тонущие корабли.

"Yamato" в битве в море Сибуян

22 октября японское соединение вышло в море и уже на следующий день было атаковано американскими подводными лодками, потопившими два тяжёлых крейсера. Утром 24 октября в море Сибуян начались массированные атаки американской палубной авиации на японские корабли. Основные удары американцев были нацелены на «Мусаси». После 16 часов атаки, получив 19 торпед и 17 авиабомб, линкор перевернулся и затонул. Погибло 1023 члена экипажа, включая его командира контр-адмирала Иногути, который предпочёл погибнуть вместе со своим кораблём. Потери американцев составили 18 самолётов из 259 участвовавших в атаках.



Несмотря на потерю «Мусаси», соединение Куриты оставалось вполне боеспособным, остальные линкоры не получили серьёзных повреждений. Японцы ночью беспрепятственно форсировало неохраняемый пролив Сан-Бернадино на большой скорости и вышло в залив Лейте. Утром японцы обнаружили американские корабли. Это была северная группа 7-го флота США, включавшая 6 эскортных авианосцев, 3 эсминца и 4 эскортных миноносца. Японцы вступили в бой. Линкор «Ямато» открыл огонь по авианосцу «Уайт Плэйнс». В дальнейшем бой свёлся к преследованию японцами противника, который отвечал атаками самолётов и эсминцев. В течении последующих трёх часов японские корабли обстреливали многочисленные цели. Стрельбу затрудняли периодические дождевые шквалы. Затем японцы вышли из боя и повернули на обратный курс. Потери американцев в сражении в заливе Лейте составили 1 эскортный авианосец, 2 эсминца и 1 эскортный миноносец.

понедельник, 10 мая 2010 г.

Знаешь, у меня была собака


***

Знаешь, у меня была собака.
Евой звали, делала «Зиг-Хайль» –
Лаяла и поднимала лапу.
До сих пор я слышу этот лай.

***
В небе звездочка как свастика распята.
Я тогда желанье загадал.
Ты мне улыбнулась виновато
И смутилась, чувствуя финал.

***
Был я молод, счастлив был когда-то.
Я любил, я верил в идеал.
Но однажды приключилась драка.
Негр героином торговал.

Прямо на глазах моей подруги.
А она торчала третий год.
Говорила типа: «Кали-Юги»,
Говорила: «Думаю, пройдет…»

Но не получилось у девчонки.
Я не бросил. Я ее любил.
Уже все ломки, ломки, ломки.
Денег нет. Я стал кидать водил.

Но едва хватало ей на дозу.
Снова ломки, снова денег нет.
Это тебе, мальчик, не Берроуз.
Это русский наш менталитет.


***
Ночь. Фонарь. Аптека. Все по Блоку.
Мы идем с подругой, девку рвет.
Я решил тогда: поверю в бога,
Если нам сегодня повезет.

Слышу голос прямо с небосвода:
«Пусть я мертв. Я был не так уж плох.
Я готов дать опиум народу.
Но где взять его?» – «Так ты на то и бог!»

– «Ладно, парень, сотворю вам чудо».
– «Сотвори». Сам думаю: вот так
Мы с тобою куколками-вуду
Были. Голос – это с неба знак.

В торжестве языческих хаосов,
В душном наслажденье колдовском
Нас придушат петельки вопросов
За грешок не думать ни о чем.

Ты колдуешь, ты играешь в куклы.
Ты иглу попутала с игрой.
Каждый раз, пережимая руку,
Ты в душе прощаешься со мной.

***
Все по Блоку. Ночь. Фонарь. Аптека.
Пацаны скупают терпинкод.
Черный бумер. Рядом черный негр
Героин кому-то продает.

В небе звездочка как свастика распята.
Я тогда желанье загадал.
Ты мне улыбнулась, мол, понятно.
И смутилась, чувствуя финал.

Снял я свастику. Как совесть, спрятал гордость.
Подошел к нему, мол, так и так…
Люди-братья, в общем, ай эм сори…
А в ответ услышал: «Мазе фак».

Я встаю, представь, друг, на колени,
Говорю: «Ну ты же человек!
Нужен герыч! Девочка болеет!»
«200 баксов», – отвернулся негр,

Усмехнулся: «Ладно, рашн бейби,
Мне твоя подружка подойдет».
«Ты не ох…ел ли, бог на небе?!»
Бог молчит. И негр молчит и ждет.

Снег идет. Москва покрыта снегом.
А в моих карманах пустота.
Я валяюсь на коленях перед негром,
А подружка говорит: «Пусть будет так.

Пусть отдамся я тебе за дозу.
Прямо на снегу готовы вы?
Девушки прекрасны на морозе».
Негры хороши, когда мертвы…

И сейчас же завязалась драка.
Я достал свой нож, и в первый раз
Убивал. И вдруг моя собака
Как безумная набросилась на нас,

Как прощаясь, в глаз меня лизнула,
А его, рыча, рвала, рвала, рвала.
Он направил пистолета дуло
На собаку. Ева умерла.

Перед смертью прокусила негру горло.
Голова катилась с горки вниз,
Превращаясь в снежный ком. И долго-долго,
Будто бы над пропастью завис,

Я смотрел на это превращенье,
Думал – расчлененный снеговик.
Бог сказал: «Прошу прощенья!
Все что мог… Я как-то не привык…»

Я стоял, как мумия заснежен.
Глупый месяц надо мною вис.
Больше я ни с кем не буду нежен…
Девочка сказала: «Торопись!»

Так бесчувственно и так бесчеловечно,
По инерции какой-то колдовской
Я ответил девочке: «Конечно»,
Но ответил девочке другой –

Той чужой, исколотой, безвольной,
Глупой сучке, продающей задарма
Наше счастье. Мне уже не больно.
Мне как тем, кто вдруг сошел с ума.

Я сверхчеловечески бесстрастен.
Я неизлечимое ничто.
Некто обезличенно прекрасный,
Увлеченный только пустотой.

Ты любовь убила так убого.
Ты любая из убогих баб.
Ты безгубо глубоко другого
Поцелуешь. Он смешен и слаб.

Ты голубоглазые обманы
Пронесешь на лучиках ресниц.
Тот другой любить тебя не станет.
И твой фаллос вечный – это шприц.

Сколько бирюзы голубоглазой
Стало голубикою гнилой.
Я предательств гнилостную сладость
Познавал, девчоночка, с тобой.

Губ опасных грубо очертанье.
Тонкий стан твой гибельно упруг.
Никакой не разгадал я тайны
В обруче из тонкокостных рук.

Никакой не выискал загадки
В белокурых локонах твоих.
И лобка пленительные прядки,
В общем, не пленительней других.

***
Я стоял, как мумия заснежен
Глупый месяц надо мною вис.
Никогда ни с кем не буду нежен!
Девочка сказала: «Торопись!»

Обыскал одежду и машину,
Деньги взял. И стер свои следы.
Килограмм, наверно, героина
Я отдал девчонке: «Уходи!»

***
Через год она меня забыла.
Через два – другому отдалась.
Каждый день кололась. И забила
На себя, на все. Она сдалась.

***
«Просто шлюха, просто наркоманка.
Ну обыкновенный передоз», –
Так мне объяснила санитарка.
Я кивнул. Понятно, не вопрос.

Хоронил ее один. Дешевый гробик.
Васильки. Ромашки. Васильки.
Положил ей свастику на лобик.
Бросил горсть земли. И ждал тоски.

Ждал тоски. Хотел, чтоб истощала.
Чтобы горе, высосав меня
До конца, убило. Но молчало
Все внутри. Сорокового дня

Я убил барыгу в Балашихе.
Тоже негр, тоже при деньгах.
Тоже с герычем. Так пусто и так тихо.
Так бывает, боженька, Аллах?..

Кто-нибудь на небе, под землею!..
Тишина, какая тишина!
Кажется, что где-то Ева воет,
И дрожит холодная луна.

***
Ночь. Фонарь. Аптека. Не по Блоку.
Ложка, шприц, да крепкий черный жгут.
Все дозволено. Теперь я верю в бога.
Боги есть. И эти боги лгут.

Я подсел за месяц или меньше.
Я не пал. Я просто стал другой.
Я простил ее, еще не женщину,
Просто девочку с исколотой рукой.

***

© Алина Витухновская



Японский Линдберг или маршрут Токио - Лондон



Американский летчик Чарльз Линдберг (1902 - 1974) в 1927 году совершил первый беспосадочный полёт через Атлантический океан, из США во Францию, пролетев 5800 км за 33 ч 30 мин. Своим полётом Линдберг изменил мир. Кажется, что Земля сразу стала меньше. Чарльз Линдберг стал национальным героем Америки. Он был красив, имел арийскую внешность - предки летчика были из Швеции. Обладая замечательной реакцией, хладнокровием и необычайно хорошим зрением, Линдберг был прирожденным пилотом. Чарльз Линдберг стал самым снимаемым человеком на земле - в кинохронику попадало любое его передвижение. На парад в его честь на Елисейских Полях пришел почти миллион французов. На празднике в Нью-Йорке перед ним маршировали 10000 солдат, а у дороги стояло четыре миллиона человек. Конторы, школы, даже биржи закрывались, чтобы чествовать Линдберга.



Чарльз Линдберг (1902 - 1974)

Чарльз Линдберг ездил в Германию в 1936 году, чтобы составить отчёт о состоянии немецкой военной промышленности. В Третьем рейхе пилот познакомился с министром авиации Германом Герингом. В Берлине Чарльз Линдберг присутствовал на открытии Олимпийских игр, стоя рядом с Адольфом Гитлером. Германия произвела на него сильное впечатление.


Чарльз Линдберг (1902 - 1974)

Во время третьего посещения Берлина пилота наградили немецким орденом. В предвоенные годы Чарльз Линдберг выступал с поддержкой действий нацистской Германии, обращался к евреям США с призывом не втягивать народ в войну. С началом Второй мировой войны он выступил за нейтралитет - вопреки настроениям многих американцев.


Mitsubishi Ki-15 KAMIKAZE

Но выдающиеся летчики были не только в Америке. В Стране восходящего солнца бывшие самураи садились за штурвал аэроплана. В Японии строились самолеты мирового уровня, на которых летали летчики, не уступающие по профессиональным и личным качествам американским пилотам. Одним из них был Масааки Иинума (Masaaki Iinuma), которого весь мир назвал японский Линдберг. О его полете по маршруту Токио - Лондон я и хочу рассказать.


Mitsubishi Ki-15 KAMIKAZE

Самолет Мицубиси (Mitsubishi) Ki-15 был разработан в соответствии с техническим заданием японской Императорской армии от 1935 года. В начале 1937 года самолет начал поступать на вооружение японских ВВС и ВМС. Mitsubishi Ki-15 (九七式司令部) был самолетом-разведчиком и легким бомбардировщиком, применялся в Японо-китайской войне и Тихоокеанской войне. Это был моноплан с одним двигателем, низким расположением крыла, фиксированным шасси, экипаж состоял из двух человек. Несколько самолетов были проданы гражданским заказчикам в Японии.


В 1930-х годы характеристики самолетов быстро улучшались, в это время устанавливаются мировые рекорды на дальность полета. Французская газета предложила существенную денежную премию за первый перелет между Парижем и Токио в течение 100 часов. Многие летчики терпели неудачу, например, погиб один французский авиатор, его самолет разбился в горах Кюсю на последнем этапе перелета из Парижа в Токио. Кроме того, в 1930-х годах японские авиаконструкторы внесли максимальный вклад в развитие самолетостроения, была большая потребность для связи метрополии с заморскими владениями на Тайване, в Корее, Маньчжурии и южной части Тихого океана.


Японские летчики Масааки Иинума (1912-1941) и Кендзи Цукагоши (1900-1943)

В апреле 1937 года японская газета "Асахи симбун" (Asahi Shimbun) приобрела самолет Mitsubishi Ki-15, назвала его "Камикадзе", что означает "Божественный ветер". На этом самолете был организован перелет из Токио в Лондон на празднование коронации Георга VI в Англии. Экипаж самолета был укомплектован пилотом Масааки Иинума (Masaaki Iinumaи) и Кендзи Цукагоши (Kenji Tsukagoshi) - штурманом, которые были в то время, вероятно, сотрудниками газеты "Асахи симбун".


Перелёт из Токио в Лондон, 09.04.1937

Камикадзе-го взлетел с аэродрома в Токио в 2:12:04 часов 6 апреля 1937 года. Самолет летел из Токио через Тайбэй в Ханой и Вьентьян во Французском Индокитае, затем через Калькутту и Карачи в Британской Индии, далее Басра и Багдад в Ираке, а затем Афины, Рим, Париж и Лондон. Самолет приземлился 9 апреля 1937 года в 15:30 в лондонском эропорту Кройдон (Croydon Airport), который в то время был главным аэропортом Лондона. Восторженная толпа зрителей встречала японский самолет.




Mitsubishi Ki-15 KAMIKAZE, Лондон, 1937 год

Японские пилоты предолели расстояние 15357 км, рейс из Токио в Лондон занял 51 час, 17 минут и 23 секунд. Международная авиационная федерация зафиксировала этот мировой рекорд. Этот полет был первым, который выиграли японцы.


Георг VI с супругой королевой Елизаветой и дочерьми Маргаритой и Элизабет,
коронация 12 мая 1937 года

Благодаря спонсорской поддержки газеты "Асахи симбун" в 1937 году японский самолет впервые прилетел из Японии в Европу, вызвав сенсацию. После коронации Георга VI, самолет вылетел обратно в Японию. Японские летчики благополучно прибыли в Осака 20 мая, а в аэропорт Ханэда в Токио 21 мая.


Французский орден Почетного легиона

Летчик Масааки Иинума в возрасте 26 лет стал национальным героем Японии, его стали называть японский Линдберг. Пилот был удостоен ордена Почетного легиона от французского правительства. Затем Масааки Iinuma служил летчиком-испытателем. Позже он был убит в бою в Тихоокеанской войне в декабре 1941 года под Пномпенем, Камбоджа. Ему было 29 лет.