スネオヘアー『slow dance』 Posted: 16 Nov 2012 08:43 PM PST |
Цусимский инцидент или истоки Русско-японской войны Posted: 16 Nov 2012 09:37 AM PST ![]() Цусимский инцидент или истоки Русско-японской войны Цусима - японский остров, расположенный на полпути между Кюсю и Южной Кореей. Остров имеет 130 км (80 миль) в длину и 15-20 км (9-13 миль) в ширину, рельеф холмистый или гористый в большинстве районов. На востоке Цусима отделена от остальной Японии Цусимским проливом, а на западе она отделена от Кореи Корейским проливом. Осенью 1860 года начался очередной виток российской экспансии в Азии, под давлением России Китай отдал ей все восточное побережье Маньчжурии, от Амура до реки Ялу. Эта территория получила название Приморье. На следующий год русские высадились на японском острове Цусима и попытались оккупировать эту территорию. Эти действия получили название Цусимский инцидент и стали истоками Русско-японской войны, случившейся через пол века. ![]() Петропавловский порт 19 века На протяжении многих столетий геополитически Русское царство, а затем и Российская империя стремились на Восток. Именно там шло приращение обширнейших территорий с крайне редким населением, но богатых пушниной - соболями, речными бобрами, куницами, песцами, каланом. Пушнина была главным русским экспортным товаром, она вывозилась за границу на протяжении многих столетий. Русские колонизаторы - промысловые люди, вольные казаки, царские воеводы, шагнув за Урал, через сибирские просторы уходили все дальше на Восток, уже в 1647 году был основан на берегу Тихого океана портовый город Охотск. Присоединив к метрополии колониальные земли Восточной Сибири и Дальнего Востока, российская империя с трудом могла их удержать. Огромное расстояние между европейской Россией, где был сосредоточен экономический потенциал страны, и малоосвоенным Востоком сделало практически невозможным содержание здесь значительных сухопутных сил. В условиях, когда можно было потерять присоединенные в XVII - XIX веках земли, был единственный шанс сохранить их во владении российской короны, это создать в Тихоокеанском регионе военно-морскую группировку, которая стала бы основой русского дальневосточного могущества. Военно-морские силы России на Тихом океане стали главным орудием колониальной внешней политики. ![]() Ново-Архангельск, современная Ситка, США Русский Тихоокеанский флот базировался на дальневосточном побережья Сибири и Америки в Охотском, Ново-Архангельском и Петропавловском портах, все эти порты зимой покрывались льдом и флот фактически был в них заперт. Приобретение Приамурья и Приморья предоставило русскому флоту ряд великолепных гаваней, в том числе бухту Золотой Рог, где был основан Владивосток, будущая главная дальневосточная военно-морская база России. Но порт во Владивостоке тоже замерзал на несколько месяцев. Для реализации внешнеполитических устремлении России на Тихом океане встала проблема приобретения Россией незамерзающего военного порта на Дальнем Востоке. ![]() Евфимий Путятин в Нагасаки в 1853 году Долгое время цари и их министры мечтали о незамерзающих портах в теплых морях, где корабли могли бы разгружаться и стоять в доках в любое время года. Найти такой порт можно было только на чужой территории, взоры русских колонистов обратились в сторону Маньчжурии, Кореи и Японии. В 1852 году в Петербурге был создан "Особый комитет для обсуждения основных вопросов политики России на Тихом океане", который фактически просуществовал вплоть до русско-японской войны. Первым шагом этого комитета была отправка на Дальний Восток военно-дипломатической миссии адмирала Евфимия Путятина (1803 - 1883), которому в 1855 году удалось подписать первый договор с Японией - Симодский трактат. Согласно этому договору Симода, Хакодате и Нагасаки открывались для захода русских кораблей. В 1858 году для нужд русского флота арендуется участок побережья Нагасакской бухты. Япония стала первой страной, незамерзающими портами которой можно было воспользоваться русскому флоту, а Нагасаки мог стать в перспективе российской военно-морской базой на Дальнем Востоке. Но после переброски на Дальний Восток балтийских эскадр мощь русского Тихоокеанского флота значительно возрастала, Россия мечтала о первоклассной военно-морской базе, небольшой участке суши в Нагасаки не устраивал. ![]() Слева направо - Александр II, Константин Романов и Александр Горчаков. Именно они приняли решение об аннексии Цусимы В этих условиях мысли генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича были направлены на остров Цусима, князь пожелал прибрать к рукам этот важнейший стратегический пункт, настаивая на необходимости строительства военно-морской базы именно на этом острове. На этот же остров неоднократно указывал и командующий русской эскадрой в Тихом океане контр-адмирал Иван Лихачев. Имея здесь военно-морскую базу, Россия получала бы не просто незамерзающую гавань, но могла бы держать под угрозой мгновенного удара любую горячую точку в этом регионе. Но Цусима принадлежала Японии, поэтому осторожный глава внешнеполитического ведомства России Александр Горчаков не счел возможным выступить с правительственной инициативой строительства на Цусиме незамерзающего порта. Тогда Александр II, его брат Константин Николаевич и Александр Горчаков келейно поручили решить эту проблему адмиралу Ивану Лихачеву недипломатическим путем.
![]() Вице-адмирал Иван Лихачёв Адмирал Иван Лихачёв (1826 - 1907) - морской офицер, археолог, лингвист, член Русского и Французского Географических обществ, один из главных организаторов Цусимского инцидента 1861 года. Еще в 1859 года он написал "Записку о состоянии русского флота", в которой доказывал необходимость дальних плаваний судов российского флота и образования в морях Дальнего Востока самостоятельной эскадры. В январе 1860 года в Особом комитете под председательством Александра II было решено собрать в китайских водах эскадру под командованием Ивана Лихачёва. Приняв командование, адмирал выступил с инициативой основания незамерзающей военно-морской базы на острове Цусима. Ему предложили под личную ответственность заключить частную сделку с князем Цусимы относительно аренды участка для морской станции. ![]() Канал, делящий Цусиму на два острова Архипелаг Цусима всегда принадлежал Японии, считается, что он был одним из восьми оригинальных островов, созданных синтоистскими божествами Идзанаги и Идзанами. Здесь морской субтропический климат, который сильно зависит от муссонных ветров. Уже с начала 6-го века остров Цусима с более чем 100 мелкими островками был одной из провинций Японии. Здесь нет земли для выращивания риса, островитяне зарабатывали себе на жизнь рыболовством и торговлей. Из-за своего стратегического расположения Цусима сыграла важную роль в защите Японии от вторжений с азиатского континента и развитие торговых связей с корейскими государствами Пэкче и Силла. Во время монгольского нашествия в Японию между 1274 и 1281 годами здесь дважды высаживались корейские войска хана Хубилая, островитяне героически сопротивлялись, мужское население острова было перебито, а женщины - вывезены в Корею и проданы в рабство. В последующие века здесь обитали японские пираты вако, из-за повторяющихся пиратских набегов корейские династии Коре и Чосон периодически совершали здесь карательные акции, но чаще просто торговали. Японцы с Кюсю сюда почти не вмешивались, Цусима была владением местного самурайского клана и все проблемы решались на месте. До 1671 года это был единый остров, но затем островитяне прорыли канал, и остров Цусима был разделен на два острова - северный Камино-Сима (Kamino-shima) и южный Симоно-Сима (Shimono-shima). Близость Кореи наложило отпечаток на местных японцев, у островитян в лексике много корейских слов, есть и уникальные институты, например, система налогообложения земли в Японии одна, а на Цусиме своя. Вообще, в Японии все что связано с рисом, очень сильно регламентировалось, а рыболовство и торговля мало ограничивалось законами. ![]() Асо Bay (Asō Bay) - глубокий фьорд, почти надвое расщепляющий японский острова Цусима ![]() Место русского Цусимаграда в фьорде Асо 20 февраля 1861 года по приказанию Ивана Лихачева на острова Цусима из Хакодате вышел корвет "Посадник" под командованием капитан- лейтенанта Николая Бирилева. 13 марта русский военный корабль зашел в фьорд Асо и бросил якорь вблизи деревни Осака в западной части бухты Татамура. Это событие вызвало страх у японцев, в то время лишь немногие японские порты были открыты для русских судов (Хакодате, Нагасаки, Иокогама), а воды Цусимы сюда не входили, что свидетельствует о недружественных намерениях со стороны русских. Главой княжества Цусима в то время был Мунэ Ёсиёри. О приходе русских он немедленно сообщил правительству бакуфу, но указаний от него долго не приходило, в то время сегунат Токугава переживал непростое время, назревала революция Мэйдзи. Николай Бирилев добился разрешения Мунэ Ёсиёри на обследование бухты Имоскака, куда корвет перешел 2 апреля. На следующий день команда сошла на берег, где была поставлена палатка и на флагштоке поднят русский флаг. Без разрешения японского правительства экипаж корвета начал строительство военно-морской базы. Русские офицеры во главе с Николаем Бирилевым осмотрели берег и выбрали место, удобное для постройки городка. При входе с запада в бухту Татамура, на скалистом островке Уси русские моряки установили сигнальный пост. Русские матросы под руководством офицеров стали строить военный городок, заложив пристань, лазарет, баню, казарму, склад и другие здания. Офицеры корабля в это время занимались гидрографическими работами. ![]() ![]() Фрегат «Светлана» был построен по заказу России во Франции в Бордо на судоверфи компании "Креди Маритим Арман" и спущен на воду 3 мая 1858 года Напряженность возросла, когда второй русский корабль прибыл в фьорд Асо. Иван Лихачев дважды, 27 марта на клипере "Опричник" и 16 апреля на фрегате "Светлана", посетил строящийся военный городок и остался доволен действиями Николая Бирилева. 12 апреля, когда русские матросы начали высадку на берег, жители деревни по инициативе крестьянина Ясугоро попытались воспрепятствовать этому. Ясугоро был убит, двоих японцев русские взяли в плен, а остальные жители деревни разбежались. Волнение охватило весь остров, сложилась напряженная ситуация. ![]() Огури Тадамаса, посланник бакуфу В мае в Цусиму приехал уполномоченный правительства бакуфу Огури Тадамаса (Oguri Tadamasa). Между ним и Николаем Бирилевым состоялась встреча, Огури Тадамаса вежливо потребовал ухода русских, но Николай Бирилев отклонил требование и заявил, что без приказа начальства из Цусимы ни за что не уйдет. Огури Тадамаса, напрасно прождав 13 дней, покинул Цусиму. Во время беседы Огури вручил Бирилеву документ, разрешающий встречу с главой княжества. ![]() Русские на Цусиме в 1861 году ![]() Японский военный корабль "Kanko Maru" пытался сопротивляться русской попытки высадки ![]() Современная копия "Kanko Maru" 13 мая 1861 года русские корабли исследовали восточное побережье острова Цусима, несмотря на наличие двух японских военных кораблей - "Kanko Maru" и "Denryū Maru", а также одного британского военного корабля. 21 мая 1861 года произошло столкновение между русскими моряками и группой самураев и крестьян, в которых один фермер был убит, а один самурай был захвачен русскими и вскоре совершил самоубийство. ![]() Сэр Резерфорд Олкок, английский дипломат Центральное правительство Японии решительно выступило против присутствия русских. Оно дало указание губернатору Хакодатэ Мурагаки Авадзи вступить в переговоры с русским консулом Иосифом Гошкевичем о принятии надлежащих мер с тем, чтобы немедленно удалить русский военный корабль из Цусимы. В середине июля японцы заявили официальный протест русскому консулу Иосифу Гошкевичу в консульстве в Хакодате, требуя ухода кораблей из Цусимы. Это не помогло, тогда японцы попросили вмешаться англичан. Параллельно правительство букуфу обратилось за посредничеством к английскому посланнику сэру Резерфорду Олкоку (Rutherford Alcock, 1809 - 1897), который в середине августа 1861 года отправил на Цусиму своего секретаря с отрядом из двух кораблей под командованием вице-адмирала сэр Джеймса Хоупа (James Hope. 1808 - 1881). Последний незамедлительно послал письма на имя Ивана Лихачева, где требовал удаления русского корабля. Джеймс Хоуп прибыл на Цусиму с двумя кораблями 28 августа 1861 года. Английская помощь Японии отразить попытку русского флота заполучить якорную стоянку на Цусимских островах сыграла свою роль. 7 сентября 1861 года Николай Бирилев на корвете "Посадник" покинул Цусиму. Однако там остался "Опричник", а через некоторое время пришел и клипер "Абрек". Но 19 сентябрь два русских корабля и 1861 русских военных, наконец, были вынуждены покинуть Цусиму. Министерство иностранных дел России предписало консулу Иосифу Гошкевичу разъяснить правительству бакуфу, что военно-морская стоянка на Цусиме была основана Иваном Лихачевым и Николаем Бирилевым без санкции русского правительства, то есть умыло руки. Японское правительство выразило удовлетворение этим объяснением, и на этом инцидент был исчерпан. В 1861 году попытки русских установить контроль над Японским морем были силой остановлены, но Россия не оставила своих амбиций, хотя, поняв, что ее военно-политические возможности на Тихом океане не беспредельны, она сокращает разросшуюся эскадру Ивана Лихачева и откладывает решение вопроса о незамерзающем порте до лучших времен. Революция Мейдзи и начавшееся вслед за ней бурное экономическое развитие Страны восходящего солнца устраняют возможность приобретения военно-морской базы на территории стремительно наращивавшей военную мошь Японии. Отныне объектом домогательств в этой области становятся Китай и Корея, русское правительство рассматривает возможность создания военно-морских баз в городах Киао-Чао (Циндао), Фузан, Мозампо, Каргодо, все они находятся на территории Кореи, кроме китайского Циндао. России удалось арендовать на неопределенный срок остров Роз на рейде порта Чемульпо. Направление в Корею русских военных инструкторов и финансовых советников, постоянное присутствие там военных кораблей России, передача обороны корейского побережья в руки русских специалистов, предваряли очередной закономерный этап российской экспансии. Но в конечном итоге России достался китайский Порт-Артур, отобранный у японцев. Туда спешно построили Китайскую восточную железную дорогу (КВЖД) через территорию Маньчжурии. В 1875 году Россия получила контроль над островом Сахалин, который стал плацдармом русских в этом районе и усилил их позиции. Это произошло за счет Японии и вызвало болезненную реакцию. В течение нескольких следующих лет, пока Япония модернизировала свое управление и стиль жизни по западному образцу, в умах японцев поддерживался страх, что Россия попытается доминировать в Азии. Правители Японии, руководствуясь этой боязнью, начали предпринимать шаги по усилению японских позиций. В 1902 году русские двинулись в Корею, они стали валить строевой лес вдоль берега реки Ялу на корейской стороне, и вскоре российские войска использовали этот предлог для оккупации всей области. Министерство иностранных дел Японии во главе с министром Курино предупредило русских о том, что Япония считает, что Россия ведет экспансию в Азии и угрожает Японии. Приближалась Русско-японская война, истоки которой начались в далеком 1861 году с попытки захвата острова Цусима. Во время этой войны в районе архипелага Цусима русский Балтийский флот адмирала Зиновия Рожественского, сделав почти годичный переход от берегов Балтики, был разгромлен японским флотом под командованием адмирала Того в Цусимском сражении. Справедливость была восстановлена. Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru |
You are subscribed to email updates from Japanese Doll To stop receiving these emails, you may unsubscribe now. | Email delivery powered by Google |
Google Inc., 20 West Kinzie, Chicago IL USA 60610 |