суббота, 10 ноября 2012 г.

JapanBlog


Тэндзику Токубэй и его путешествие в Индию

Posted: 10 Nov 2012 04:15 AM PST


Тэндзику Токубэй и его путешествие в Индию

Индия всегда привлекала чужестранцев, проникнуть в эту сказочную страну была мечтой многих людей. Некоторые из них посвятили этой мечте всю свою жизнь, вспомним путешествия Афанасия Никитина, Марко Поло, Христофора Колумба и Васко де Гама. Сказочная Индии завораживала и вдохновляла путешественников, не все объяснялось их алчностью, хотя слухи о сказочных богатствах страны, золоте и драгоценностях будоражили воображение, но проявили свою магнетическую силу так же религиозные и философские идеи, Индия превратилась в манящий символ. Отыскать путь в эту цветущую землю пытались многие, но результатов достигли самые смелые и самоотверженные. Среди них были не только европейцы, но и японцы. В Стране восходящего солнца древняя Индия называлась словом Тэндзику (Tenjiku), что означает "небо", сейчас это устаревшее название, но часто встречается в старинных японских рукописях и книгах. Первым японским путешественником, достигших берегов Индии, был Тэндзику Токубэй (Tenjiku Tokubei), о нем я и хочу рассказать.

Тэндзику Токубэй (1612 - 1692) - японский путешественник и писатель начала 17-го века. Он побывал в Юго-Восточной и Южной Азии, отсюда его прозвище Tenjiku, что на японском языке обозначает название "Индия". Он родился в местечке Такасагочо сегодняшней префектуры Hyōgo, его отец был оптовик торговлю солью. Когда Токубэю исполнилось пятнадцать лет, его отправили в Киото работать в крупной торговой компании. Занимаясь ее делами, юноша на борту японского корабля "красная печать" Red Seal Ships.In в 1627 году посетил Китай, Вьетнам и Сиам (современный Таиланд). Токубэй останется на некоторое время в Сиаме и вновь посетит эту страну на борту одного из кораблей голландского мореплавателя Ян ван Йостена Лоденстейна (1560 - 1623). В Индии Тэндзику Токубэй побывал у истоков Ганга и в стране Магадха, вернулся он с огромным богатством и многочисленными историями. Вернувшись на родину и уладив дела с Сакоку – полицией иностранных дел Японии – Токубэй написал эссе "Тэндзику Токай Моногатари (Tenjiku Tokai Monogatari)", то есть "Рассказы о морском путешествии в Индию". Это сочинение стало очень популярным в Японии. Путешественник умер в почёте и благополучии в возрасте 80 лет в своем родном городе Такасагочо в 1692 году. Тэндзику Токубэй прославился в Японии не меньше, чем когда-то Марко Поло - в Европе, его часто называют японский Марко Поло. Потом заморские плавания из Японии прекратились, заграница стала видеться всё более сказочной, а книгу Тэндзику Токубэя продолжали читать. И в XVIII веке её автор и главный герой появился на сцене Кабуки — но уже не просто путешественником, а великим кудесником, обученным заморской магии. Самой разной, в том числе и жабьей, вроде той, что была у Дзирайи. В XVIII-XIX веках образ Тэндзику Токубэй часто использовали мастера японской гравюры.


Свои путешествия Тэндзику Токубэй совершал на кораблях "красной печати", которые предназначались для плавания в открытом море, поэтому и строились более прочными, нежели другие суда, которые не удалялись далеко от берега. Такие корабли могли перевозить куда больше груза и путешествовать на большие расстояния, а значит, имели больше возможностей вести прибыльную торговлю. Это делало их лакомым кусочком для пиратов вако. Корпус корабля "Красной печати" был укреплен, что обеспечивало больше возможностей выдержать атаку, но все же судно не было неуязвимым.\Корабль, имевший разрешение с красной печатью, получал лично от сёгуна право вести свободную торговлю. Система красных печатей берет начало с конца 16-го века, когда страной правил Хидэёси Тоётоми. Это была попытка борьбы с японским пиратством, а также попытка контроля над иноземной торговлей, так как купцы и пункты их назначения были известны. Избранные Хидэёси Тоётоми могли ходить за море, и отношение к ним было такое же, как к официальным судам властей, находившимся под личным покровительством сёгуна. Это не только отпугивало пиратов, но и показывало иноземцам, что с этими купцами нужно вести себя очень вежливо. Между 1600 и 1635 годами более 350 японских кораблей отправились по этой разрешительной системе, они направлялись в страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины), достигая Индии. Когда первые европейцы начали ориентироваться в Тихом океане, они регулярно встречали здесь японские корабли. Такие корабли были построены в разных местах. Некоторые из них, например, построенные в Нагасаки, сочетали западную, японскую и китайскую конструкцию корабля. Многочисленные суда были заказаны и куплены в Сиаме (современный Таиланд), благодаря совершенству конструкции и качеству тайского дерева.


Ян ван Йостен Лоденстейн, барельеф в Токио


Голландский корабль "De Liefde", современная реконструкция

Плавал Тэндзику Токубэй и на корабле голландского мореплавателя Ян ван Йостена Лоденстейна (Jan Joosten van Lodensteijn,1560 - 1623), который был родом из Делфта и одним из первых голландских мореплавателей достиг Японии. На японских островах этот голландец известен под именем Яйосу (耶杨子) - сокращенно от Ян Йостен. На корабле "De Liefde" он покинул Роттердам в 1598 году с целью совершить кругосветное плавание. Но в 1600 году корабль потерпел крушение у берегов Японии, 24 человека, среди которых были Ян ван Йостен Лоденстейн и англичанин Уильям Адамс, выжили и были доставлены к сегуну Токугава Иэясу. Йостен лоббировал интересы голландской торговой фактории, способствуя вытеснению с японского рынка католических конкурентов - купцов Испании и Португалии. Он исполнял обязанности советника сегуна Токугавы Иэясу по внешнеполитическим и торговым вопросам. По приказам сегуната Токугавы Йостен неоднократно организовывал торговые экспедиции, сделав состояние на торговле между Японией и Юго-Восточной Азией, зафрахтовав несколько красных судов печать по лицензии Токугава Иэясу. После создания голландской фабрики в Hirado, Йостен стал посредником между голландскими купцами и сегунатом.


Бимбисара - монарх империи Магадха

В Индии Тэндзику Токубэй побывал в стране Магадха, это древняя страна и историческая область в Индии на территории современной Бенгалии, упоминаемая ещё в Рамаяне и Махабхарате, управлялась царями-буддистами. Магадха входила в список шестнадцати махаджанапад - больших государств в буддийских и джайнских источниках. Бимбисара из династии Шишунага, живший во времена Будды, способствовал развитию буддизма и хорошо относился к джайнизму. На картине император Бимбисара предлагает свое царство Будды.


Остатки ступы, где Будда преподавал право в течение семи дней подряд

Тэндзику Токубэй мог видеть и этот крутой холм с остатками ступы, который сохранился от эпохи Ашок. Отсюда Будда видел земли империи Магадхи и преподавал право в течение семи дней подряд, в то время как его подданные слушали его заклинания.


Девпраяг - место истока Ганга, Алакнанда справа, Бхагиратхи слева

Тэндзику Токубэй был у истоков Ганга, река начинается в месте слиянии рек Бхагиратхи и Алакнанда, это место называется Девпраяг. Бхагиратхи считается истинным источником в индуистской культуре и мифологии, хотя Алакнанда больше. В Индии Тэндзику Токубэй общался с европейскими купцами и авантюристами, спустя годы он вернулся на родину богачом и написал о своих путешествиях книгу "Рассказы о морском путешествии в Индию".

Тэндзику Токубэй и Гама Сэнин

На японских гравюрах Тэндзику Токубэй обычно изображается вместе с огромной жабой, так как этому самураю приписывается знание некой жабьей магии. Жаба издревле считалась животным чудесным, дарующим магическую энергию, мудрость и долголетие. Иногда жаба непосредственно ассоциировалась с небожителями, обладая как бы двойственной природой – человека и животного. В человеческом образе она представляла собой бессмертного, с длинной бородой и жабьей кожей в пупырышках. Это существо называлось Гама Сэнин (Gama Sennin), то есть "Жабий Бессмертный". Жабы в японских преданиях и пьесах родом из Китая, где есть любимый даосский святой по имени Лю Хай-чжань, ученик одного из Восьми бессмертных, средневековый чиновник, ставший весёлым юродивым плясуном, а потом состряпавший зелье бессмертия и улетевший в небеса журавлём. Он постоянно связывается с жабами. Привязав к верёвке золотую монету, он выудил на эту приманку из колодца жабу — в неё переродился его заклятый враг в прошлой жизни, и тогда бывший жадным до денег, и в жабьем облике оставшийся таким же. Поэт Исса, посвятивший жабам немало стихов, писал: «Эти существа в Китае обучали бессмертных искусству полета и беспредельной свободе духа. В нашей же стране они были увенчаны воинской славой в битве при монастыре Тэннодзи». Тэндзику Токубэй стал популярным персонажом театра Кабуки и кукольный драмы Joruri , где он получил роль волшебника. Актеры в роли Тэндзику Токубэя были популярной темой гравюр в 18-м и 19-м веках. На сцене Токубэй всегда в заморском наряде, иногда в китайском одеянии, а чаще всего внизу европейский камзол на пуговицах, а поверх широкий халат с айнскими узорами. В пьесах Тэндзику Токубэй охотно рассказывает о своих приключениях - об острове, где родился Будда, о горе, где Кобо-дайси и мудрец Бундзи состязались в премудрости, об огромных храмах индийских богов и будд, о богатых землях, где в год три урожая снимают, о хитроумных христианских волшебниках в Гоа.


Пуьешествие Тэндзику Токубэя верхом на жабе,
художник Sadanobu


Тэндзику Токубэй верхом на гигантской жабе,
художник Utagawa Kuniyoshi


Тэндзику Токубэй в театре кабуки, 18 век


Тэндзику Токубэй, художник Ichimura Uzaemon XIII (Kikugoro В)


Тэндзику Токубэй в театре кабуки,
художник Kunichika


Актер театра Hikosaburô IV в роли Тэндзику Токубэя с сомом, 1849 год


Тэндзику Токубэй, художник Тоёхара Кунитика


Тэндзику Токубэй с крысами


Актер Оноэ Эйдзабурō I в роли Тэндзику Токубэя верхом на гигантской жабе,
художник Утагава Тоёкуни (UTAGAWA Toyokuni I), 1809 год


Тэндзику Токубэй




You are subscribed to email updates from JapanBlog
To stop receiving these emails, you may unsubscribe now.
Email delivery powered by Google
Google Inc., 20 West Kinzie, Chicago IL USA 60610

JapanBlog


Тэндзику Токубэй и его путешествие в Индию

Posted: 10 Nov 2012 04:15 AM PST


Тэндзику Токубэй и его путешествие в Индию

Индия всегда привлекала чужестранцев, проникнуть в эту сказочную страну была мечтой многих людей. Некоторые из них посвятили этой мечте всю свою жизнь, вспомним путешествия Афанасия Никитина, Марко Поло, Христофора Колумба и Васко де Гама. Сказочная Индии завораживала и вдохновляла путешественников, не все объяснялось их алчностью, хотя слухи о сказочных богатствах страны, золоте и драгоценностях будоражили воображение, но проявили свою магнетическую силу так же религиозные и философские идеи, Индия превратилась в манящий символ. Отыскать путь в эту цветущую землю пытались многие, но результатов достигли самые смелые и самоотверженные. Среди них были не только европейцы, но и японцы. В Стране восходящего солнца древняя Индия называлась словом Тэндзику (Tenjiku), что означает "небо", сейчас это устаревшее название, но часто встречается в старинных японских рукописях и книгах. Первым японским путешественником, достигших берегов Индии, был Тэндзику Токубэй (Tenjiku Tokubei), о нем я и хочу рассказать.

Тэндзику Токубэй (1612 - 1692) - японский путешественник и писатель начала 17-го века. Он побывал в Юго-Восточной и Южной Азии, отсюда его прозвище Tenjiku, что на японском языке обозначает название "Индия". Он родился в местечке Такасагочо сегодняшней префектуры Hyōgo, его отец был оптовик торговлю солью. Когда Токубэю исполнилось пятнадцать лет, его отправили в Киото работать в крупной торговой компании. Занимаясь ее делами, юноша на борту японского корабля "красная печать" Red Seal Ships.In в 1627 году посетил Китай, Вьетнам и Сиам (современный Таиланд). Токубэй останется на некоторое время в Сиаме и вновь посетит эту страну на борту одного из кораблей голландского мореплавателя Ян ван Йостена Лоденстейна (1560 - 1623). В Индии Тэндзику Токубэй побывал у истоков Ганга и в стране Магадха, вернулся он с огромным богатством и многочисленными историями. Вернувшись на родину и уладив дела с Сакоку – полицией иностранных дел Японии – Токубэй написал эссе "Тэндзику Токай Моногатари (Tenjiku Tokai Monogatari)", то есть "Рассказы о морском путешествии в Индию". Это сочинение стало очень популярным в Японии. Путешественник умер в почёте и благополучии в возрасте 80 лет в своем родном городе Такасагочо в 1692 году. Тэндзику Токубэй прославился в Японии не меньше, чем когда-то Марко Поло - в Европе, его часто называют японский Марко Поло. Потом заморские плавания из Японии прекратились, заграница стала видеться всё более сказочной, а книгу Тэндзику Токубэя продолжали читать. И в XVIII веке её автор и главный герой появился на сцене Кабуки — но уже не просто путешественником, а великим кудесником, обученным заморской магии. Самой разной, в том числе и жабьей, вроде той, что была у Дзирайи. В XVIII-XIX веках образ Тэндзику Токубэй часто использовали мастера японской гравюры.


Свои путешествия Тэндзику Токубэй совершал на кораблях "красной печати", которые предназначались для плавания в открытом море, поэтому и строились более прочными, нежели другие суда, которые не удалялись далеко от берега. Такие корабли могли перевозить куда больше груза и путешествовать на большие расстояния, а значит, имели больше возможностей вести прибыльную торговлю. Это делало их лакомым кусочком для пиратов вако. Корпус корабля "Красной печати" был укреплен, что обеспечивало больше возможностей выдержать атаку, но все же судно не было неуязвимым.\Корабль, имевший разрешение с красной печатью, получал лично от сёгуна право вести свободную торговлю. Система красных печатей берет начало с конца 16-го века, когда страной правил Хидэёси Тоётоми. Это была попытка борьбы с японским пиратством, а также попытка контроля над иноземной торговлей, так как купцы и пункты их назначения были известны. Избранные Хидэёси Тоётоми могли ходить за море, и отношение к ним было такое же, как к официальным судам властей, находившимся под личным покровительством сёгуна. Это не только отпугивало пиратов, но и показывало иноземцам, что с этими купцами нужно вести себя очень вежливо. Между 1600 и 1635 годами более 350 японских кораблей отправились по этой разрешительной системе, они направлялись в страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины), достигая Индии. Когда первые европейцы начали ориентироваться в Тихом океане, они регулярно встречали здесь японские корабли. Такие корабли были построены в разных местах. Некоторые из них, например, построенные в Нагасаки, сочетали западную, японскую и китайскую конструкцию корабля. Многочисленные суда были заказаны и куплены в Сиаме (современный Таиланд), благодаря совершенству конструкции и качеству тайского дерева.


Ян ван Йостен Лоденстейн, барельеф в Токио


Голландский корабль "De Liefde", современная реконструкция

Плавал Тэндзику Токубэй и на корабле голландского мореплавателя Ян ван Йостена Лоденстейна (Jan Joosten van Lodensteijn,1560 - 1623), который был родом из Делфта и одним из первых голландских мореплавателей достиг Японии. На японских островах этот голландец известен под именем Яйосу (耶杨子) - сокращенно от Ян Йостен. На корабле "De Liefde" он покинул Роттердам в 1598 году с целью совершить кругосветное плавание. Но в 1600 году корабль потерпел крушение у берегов Японии, 24 человека, среди которых были Ян ван Йостен Лоденстейн и англичанин Уильям Адамс, выжили и были доставлены к сегуну Токугава Иэясу. Йостен лоббировал интересы голландской торговой фактории, способствуя вытеснению с японского рынка католических конкурентов - купцов Испании и Португалии. Он исполнял обязанности советника сегуна Токугавы Иэясу по внешнеполитическим и торговым вопросам. По приказам сегуната Токугавы Йостен неоднократно организовывал торговые экспедиции, сделав состояние на торговле между Японией и Юго-Восточной Азией, зафрахтовав несколько красных судов печать по лицензии Токугава Иэясу. После создания голландской фабрики в Hirado, Йостен стал посредником между голландскими купцами и сегунатом.


Бимбисара - монарх империи Магадха

В Индии Тэндзику Токубэй побывал в стране Магадха, это древняя страна и историческая область в Индии на территории современной Бенгалии, упоминаемая ещё в Рамаяне и Махабхарате, управлялась царями-буддистами. Магадха входила в список шестнадцати махаджанапад - больших государств в буддийских и джайнских источниках. Бимбисара из династии Шишунага, живший во времена Будды, способствовал развитию буддизма и хорошо относился к джайнизму. На картине император Бимбисара предлагает свое царство Будды.


Остатки ступы, где Будда преподавал право в течение семи дней подряд

Тэндзику Токубэй мог видеть и этот крутой холм с остатками ступы, который сохранился от эпохи Ашок. Отсюда Будда видел земли империи Магадхи и преподавал право в течение семи дней подряд, в то время как его подданные слушали его заклинания.


Девпраяг - место истока Ганга, Алакнанда справа, Бхагиратхи слева

Тэндзику Токубэй был у истоков Ганга, река начинается в месте слиянии рек Бхагиратхи и Алакнанда, это место называется Девпраяг. Бхагиратхи считается истинным источником в индуистской культуре и мифологии, хотя Алакнанда больше. В Индии Тэндзику Токубэй общался с европейскими купцами и авантюристами, спустя годы он вернулся на родину богачом и написал о своих путешествиях книгу "Рассказы о морском путешествии в Индию".

Тэндзику Токубэй и Гама Сэнин

На японских гравюрах Тэндзику Токубэй обычно изображается вместе с огромной жабой, так как этому самураю приписывается знание некой жабьей магии. Жаба издревле считалась животным чудесным, дарующим магическую энергию, мудрость и долголетие. Иногда жаба непосредственно ассоциировалась с небожителями, обладая как бы двойственной природой – человека и животного. В человеческом образе она представляла собой бессмертного, с длинной бородой и жабьей кожей в пупырышках. Это существо называлось Гама Сэнин (Gama Sennin), то есть "Жабий Бессмертный". Жабы в японских преданиях и пьесах родом из Китая, где есть любимый даосский святой по имени Лю Хай-чжань, ученик одного из Восьми бессмертных, средневековый чиновник, ставший весёлым юродивым плясуном, а потом состряпавший зелье бессмертия и улетевший в небеса журавлём. Он постоянно связывается с жабами. Привязав к верёвке золотую монету, он выудил на эту приманку из колодца жабу — в неё переродился его заклятый враг в прошлой жизни, и тогда бывший жадным до денег, и в жабьем облике оставшийся таким же. Поэт Исса, посвятивший жабам немало стихов, писал: «Эти существа в Китае обучали бессмертных искусству полета и беспредельной свободе духа. В нашей же стране они были увенчаны воинской славой в битве при монастыре Тэннодзи». Тэндзику Токубэй стал популярным персонажом театра Кабуки и кукольный драмы Joruri , где он получил роль волшебника. Актеры в роли Тэндзику Токубэя были популярной темой гравюр в 18-м и 19-м веках. На сцене Токубэй всегда в заморском наряде, иногда в китайском одеянии, а чаще всего внизу европейский камзол на пуговицах, а поверх широкий халат с айнскими узорами. В пьесах Тэндзику Токубэй охотно рассказывает о своих приключениях - об острове, где родился Будда, о горе, где Кобо-дайси и мудрец Бундзи состязались в премудрости, об огромных храмах индийских богов и будд, о богатых землях, где в год три урожая снимают, о хитроумных христианских волшебниках в Гоа.


Пуьешествие Тэндзику Токубэя верхом на жабе,
художник Sadanobu


Тэндзику Токубэй верхом на гигантской жабе,
художник Utagawa Kuniyoshi


Тэндзику Токубэй в театре кабуки, 18 век


Тэндзику Токубэй, художник Ichimura Uzaemon XIII (Kikugoro В)


Тэндзику Токубэй в театре кабуки,
художник Kunichika


Актер театра Hikosaburô IV в роли Тэндзику Токубэя с сомом, 1849 год


Тэндзику Токубэй, художник Тоёхара Кунитика


Тэндзику Токубэй с крысами


Актер Оноэ Эйдзабурō I в роли Тэндзику Токубэя верхом на гигантской жабе,
художник Утагава Тоёкуни (UTAGAWA Toyokuni I), 1809 год


Тэндзику Токубэй




You are subscribed to email updates from JapanBlog
To stop receiving these emails, you may unsubscribe now.
Email delivery powered by Google
Google Inc., 20 West Kinzie, Chicago IL USA 60610