среда, 8 августа 2012 г.

JapanBlog


Японские подсолнухи

Posted: 06 Aug 2012 10:15 AM PDT



***

Я люблю художника Ван Гога —
он сразил меня и покорил
тем, что в этой жизни очень много
странствовал, безумствовал, творил.

Этот гениальный шизофреник
с детской впечатлительной душой
по миру без дома и без денег
шёл своей дорогою большой.

И вела большая та дорога
сквозь поля земные и леса
нищего художника Ван Гога
к горизонту — прямо в небеса.

Он. уже больной и одноухий,
брал за высотою высоту
в творчестве. И телом был и духом
предан только кисти и холсту.

В доме скорби, в дни душевной боли,
он, колпак дурацкий теребя,
представлял в широком жёлтом поле,
в солнечных подсолнухах — себя.

Отгоняя ту — с косой, косую,
озирая мысленно межу,
думал: «Я то поле нарисую!»
Поправлял себя: «Отображу»

И — отобразил... И чтят Ван Гога,
у его «Подсолнухов» стоят
все народы: гога и магога,
русский, украинец и бурят.

Ах, как это горестно и сладко,
и какая правильная смерть:
творчеству отдаться без остатка,
в вдохновенья пламени сгореть,

чокнуться, сойти с ума, свихнуться,
ухо отхватить себе ножом.
А потомки после разберутся —
кто был гений, ну а кто — пижон.

Вот пример служенья Музе, Богу —
тем творцам, кто беден и гоним.
...Я люблю художника Ван Гога,
молча преклоняюсь перед ним.

© Roscov, 2003

* * *

Пускай меня простит Винсент Ван Гог
За то, что я помочь ему не мог,

За то, что я травы ему под ноги
Не постелил на выжженной дороге,

За то, что я не развязал шнурков
Его крестьянских пыльных башмаков,

За то, что в зной не дал ему напиться,
Не помешал в больнице застрелиться.

Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис.

Лимонный крон и темно-голубое, —
Без них не стал бы я самим собою;

Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.

А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою,

Ведет и вас через его зрачок
Туда, где дышит звездами Ван Гог.

© Арсений Тарковский, 1958 год

***

Японские подсолнухи

"Ваза с пятнадцатью подсолнухами", написанная Винсентом ван Гогом (Vincent van Gogh) в 1889 году, хранится в Японском музее искусств Сомпо в Токио. Это одна из работ художника из серии "Подсолнухи" (Tournesols), выполнена в Арле. Среди европейских живописцев великий голландец наиболее полно созвучен творчеству японских художников, ван Гог постиг, что чувствует и как рисует японец, ему удалось через дзэн проникнуть в тайну отношений художника и природы. В этой картине, используя отношения светлых и более темных оттенков желтого, мастер достиг эффект сияния. Яркий, напряженный цвет "Подсолнухов" создает эффект озарения, а сами цветы сияют благодаря множеству оттенков желтого, любимого цвета ван Гога. Как известно, родина подсолнуха - Америка. В Страну восходящего солнца этот солнечный цветок попал в 17 веке, японское название подсолнуха – Himawari. Июль в Японии условно называют месяцем камыша и подсолнуха, в это время года во многих районах Японии расцветают сотни тысяч этих солнечных цветков, в июле проводятся ежегодные цветочные фестивали подсолнечников - Himawari Matsuri. На этих праздниках преобладает желтый цвет, олицетворяющий животворящие силы стихии, землю. Он также воплощает идею центра, уравновешенности и порядка. Жёлтые цветы дарят тем, кому желают добра и процветания. В Японии подсолнух выращивают во многих местах, но самые знаменитые - городок Hokuryu на Хоккайдо, где на 23 гектарах растет более миллиона подсолнухов, и окрестности города Дзама в префектуре Канагава. А еще в Японии сажают специально выведенные декоративные сорта подсолнуха, часто вдоль дорого, просто для красоты.





























You are subscribed to email updates from JapanBlog
To stop receiving these emails, you may unsubscribe now.
Email delivery powered by Google
Google Inc., 20 West Kinzie, Chicago IL USA 60610

Комментариев нет: