понедельник, 27 мая 2013 г.

Fwd: Фан-клуб любителей Японии



Япония — страна сосен

Posted: 26 May 2013 05:17 AM PDT

Япония — страна сосен




Стихи в честь сосны

***

Я откровенней, чем с женой,
С лесной красавицей иной.

Ты, верно, спросишь, кто она?
Обыкновенная сосна.

Она не лиственница, нет,
Ее зеленый мягкий свет

Мне в сердце светит круглый год
Во весь земной круговорот.

В жару и дождь, в пургу и зной
Она беседует со мной.

И шелест хвойный, как стихи –
Немножко горьки и сухи.

И затаилась теплота
В иголках хвойного листа,

В ее коричневой коре,
С отливом бронзы при заре,

Где бури юношеских лет
Глубокий выщербили след,

Где свежи меты топора,
Как нанесенные вчера.

И нет секретов между мной
И этой бронзовой сосной.

И слушать нам не надоест
Все, что волнуется окрест.

Конечно, средь ее ветвей
Не появлялся соловей.

Ей пели песни лишь клесты –
Поэты вечной мерзлоты.

Зато любой полярный клест
Тянулся голосом до звезд.

Средь всякой нечисти лесной
Она одна всегда со мной.

И в целом мире лишь она
До дна души огорчена

Моею ранней сединой,
Едва замеченной женой.

Мы с той сосной одной судьбы:
Мы оба бывшие рабы,

Кому под солнцем места нет,
Кому сошелся клином свет,

И лишь оглянемся назад,
Один и тот же видим ад.

Но нам у мира на краю
Вдвоем не хуже, чем в раю...

И я горжусь, и я хвалюсь,
Что я ветвям ее молюсь.

Она родилась на скале,
На той же сумрачной земле,

Где столько лет в борьбе со льдом
Я вспоминал свой старый дом,

Уже разрушенный давно,
Как было жизнью суждено.

Но много лет в моих ночах
Мне снился тлеющий очаг,

Очаг светил, как свет звезды,
Идущий медленно во льды.

Звезда потухла – только свет
Еще мерцал немало лет.

Но свет померк, в конце концов
Коснувшись голых мертвецов.

И ясно стало, что звезда
Давно погасла навсегда.

А я – я был еще живой
И в этой буре снеговой,

Стирая кровь и пот с лица,
Решился биться до конца.

И недалек был тот конец:
Нависло небо, как свинец,

Над поседевшей головой,
И все ж – я был еще живой.

Уже зловещая метель
Стелила смертную постель,

Плясать готовилась пурга
Над трупом павшего врага.

Но, проливая мягкий свет
На этот смертный зимний бред,

Мне ветку бросила она –
В снегу стоявшая сосна –

И наклонилась надо мной
Во имя радости земной.

Меня за плечи обняла
И снова к бою подняла,

И новый выточила меч,
И возвратила гнев и речь.

И, прислонясь к ее стволу,
Я поглядел смелей во мглу.

И лес, не видевший чудес,
Поверил в то, что я – воскрес.

Теперь ношу ее цвета
В раскраске шарфа и щита:

Сияют ясной простотой
Зеленый, серый, золотой.

Я полным голосом пою,
Пою красавицу свою,

Пою ее на всю страну,
Обыкновенную сосну.

***

© Варлам Шаламов




Япония — страна сосен

Все, кому случалось наблюдать японские острова с борта самолета, удивляются обилию лесов. Япония - высоко индустриализированная страна, а плотность населения в ней одна из самых высоких в мире, при этом 70% территории страны покрыто лесами. Примерно такой же высокий процент лесного покрова только в Финляндии и Швеции, но плотность населения в них составляет всего около 5%. Других развитых стран, в которых леса покрывали бы более 50% земельной площади, в мире нет. Большую роль здесь играет синто, считается, что в дереве живут божества ками, поэтому японцам нельзя вырубать деревья. Сейчас это запрещено и на законодательном уровне, а древесину Япония закупает в слаборазвитых странах - Филиппинах, России и других. Поэтому не будет натяжкой сказать, что Япония - страна сосен и криптомерий. Что касается криптомерий, то лучше всего ими любоваться, когда они стоят купой или в рядок, сосны же лучше всего воспринимаются, когда стоят в одиночестве. Японская разновидность сосны мапу отличается изогнутым стволом и причудливым расположением веток. Одинокая старая сосна, которую много лет созерцаешь из окна своей комнаты, становится добрым другом для монаха, ученого и поэта. Японский сад тоже нельзя представить без сосен. Из дюжины видов сосен, растущих в Японии, чаще других используются два, это черная сосна куромацу, во всем мире ее называют сосной Тунберга (Pinus thunbergii) и красная сосна акамацу (Pinus densiflora). Черная сосна в природе растет по берегам моря на скалистых утесах. Ее часто искривленные под силой ветра стволы принимают самые причудливые формы, она неприхотлива и долговечна. Красная сосна встречается в лесах, покрывающих холмы во внутренних районах страны, она более требовательна и тонка, олицетворяет женское начало и выглядит рядом с черной сосной как изнеженная девушка. О красной японской сосне и пойдет речь.





Японская красная сосна (Pinus densiflora ) в природе встречается на островах Хонсю, Кюсю и Сикоку Японского архипелага, встречается также на территории Кореи, северо-восточного Китая (Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, Шаньдун) и на юге Приморского края в России. Растёт она на сухих каменистых склонах, обрывах и на скалах. Сосна может достигать в высоту 35 метров, а диаметр ствола составляет до 80 см. Кора старых деревьев серая, а на молодых ветвях красноватая. В местах, защищённых от ветра, эта сосна имеет характерную для неё крону - широкую, раскидистую, округлую и очень плотную. В Японии красная сосна известна как акамацу (Akamatsu), что буквально означает "красная сосна" и Mematsu. Она широко культивируется в Японии как декоративное дерево и играет важную роль в классическом японском саду. Хвойные породы, в большинстве случаев это сосны, чаще всего составляют растительную основу японского сада. В японском саду мало внимания уделяется растительному разнообразию и, тем более, заморским, редким или ценным видам. Японский садовник – скорее художник, нежели садовод или ботаник. Предпочтение всегда отдается местным, японским видам деревьев, кустарников и трав. Что касается бонсай, то японцы называют сосну королевой этого традиционного искусства. Сосны часто используются для формирования бонсай и живут дольше, чем в природе. Именно образ сосен в природе послужил прототипом многих стилей. В Японии на аукционах стоимость деревьев увеличивалась шагами не меньше чем 10 тыс. долларов, а лучшие деревья уходят за 200-300 тыс. долларов. Цены запредельные даже для Америке или Европы.



Художник Kawase Hasui
Mt.Fuji, 1936 год



Художник Tsuchiya Koitsu
Full Moon at Akashi Beach, 1934 год



Художник Utagawa Hiroshige
Pine of Success and Oumayagashi, Asakusa River (Asakusagawa Shubi no matsu Oumayagashi),
from the series One Hundred Famous Views of Edo (Meisho Edo hyakkei), 1856 год



Художник Utagawa Kunikazu
Night View of the Octopus Pine (Tako-no-matsu yoru no kei),
from the series One Hundred Views of Osaka (Naniwa hyakkei), 1860 год



Художник Maeda Koichi
Road in Pine Forrest, 2007 год



Художник Katsushika Hokusai
Pine Tree and Full Moon, 1848 год



Художник Kasamatsu Shiro
Kinokuni Hill in Rainy Season, 1938 год



Художник Utagawa Hiroshige
Hamamatsu: the Murmuring Pines (Hamamatsu, zazanza no matsu),
from the series The Fifty-three Stations of the Tôkaidô Road (Tôkaidô gojûsan tsugi no uchi),
also known as the Gyôsho Tôkaidô, 1841-44 годы





















Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

You are subscribed to email updates from Ты, я и Акита-ину
To stop receiving these emails, you may unsubscribe now.
Email delivery powered by Google
Google Inc., 20 West Kinzie, Chicago IL USA 60610

Комментариев нет: