воскресенье, 27 мая 2012 г.

JapanBlog


Бог-покровитель удзигами

Posted: 26 May 2012 11:26 AM PDT

Бог-покровитель удзигами

Японские этнографы делят миллионы божеств ками на два больших класса - местные и приходящие. К местным относятся ками, связанные с землей и почвой, родным краем, конкретной местностью, это духи земли, родовые божества, божества места рождения, усадьбы и дома, боги-охранители территории. В разряд приходящих зачисляют божеств, принесенных волнами, прилетевших по воздуху, которые не находятся постоянно в мире людей, а приходят из Иного мира. Среди местных ками тоже можно выделить несколько групп. Наиболее большая группа - это природные безымянные ками, не имеющие человеческого воплощения, например, ками горы или ветра. Есть ками, постоянно владеющие конкретной территорией. Если японцы собирается использовать принадлежащие ками земли, они должны сначала задобрить такое божество. Такие обряды проводятся даже при строительстве космодрома или АЭС. Вместе с культом природных ками, в качестве ками почитаются и духи предков. Такие покровители рода называются удзигами (Ujigami), каждый знатный японский род имел одного из богов в качестве удзигами - предка и покровителя. Например, известнейший клан Фудзивара, давший стране много известных поэтов, философов, премьеров и жен императоров, имел предка и покровителя Ама-но-Koyane-но-Микото, одного из божеств синто. В древней Японии государственные чиновники весной и осенью получали даже отпуск для поклонения своим удзигами, а сейчас в роли удзигами выступают местные божества.



Фестиваль в честь местного бога-поковителя

Считается, что удзигами появились в древней Японии, когда у японцев существовала большая патриархальная семья, которая называлась удзи. С распадом родовых отношений крупные кланы с неизбежностью дробились на более мелкие единицы, но и предельно мелкая единица сохраняла свою изначальную организацию. Даже современная японская семья частично сохраняет эту организацию. У нас такая патриархальная семья давно распалась, когда мы говорим о семье человека, то имеем в виду жену и детей. Но японская семья по-прежнему остается большой группой, она может состоять из прадедушки и прабабушки, дедушек и бабушек, родителей и детей - сыновей и дочерей нескольких поколений. Раньше такая семья могла составлять все население целой деревни или небольшого города, в Японии до сих пор есть общины, все члены которых носят одну и ту же фамилию. В некоторых местностях прежде существовал обычай по возможности оставлять всех детей в родной семейной группе, для чего всем дочерям подыскивали приемных мужей. Такая группа могла состоять из шестидесяти и более человек, живущих под одной крышей, соответственно строились и дома, расширяясь по мере необходимости. Со временем святилище, где обитает дух предка преобразовалось в нынешний синтоистский храм, а сам дух превратился в местное охранительное божество, современное наименование которого удзигами есть всего лишь сокращенная форма древнего титула удзи-но-ками. Наряду с общинным культом каждый отдельный дом соблюдал особый культ своих собственных умерших, эта сохраняется и сейчас. Семья может состоять из нескольких домов, и в каждом доме поддерживается свой культ предков.


Богиня Аматерасу - покровительница императорского рода

В японских древних книгах "Кодзики" и "Нихонги" содержится упоминания о том, какого из богов почитал в качестве своего предка-покровителя тот или иной древний род. Так, бог Футодама выступает как предок - покровитель жреческого рода Имибэ (Имубэ), божественными предками и покровителями мурадзи (высших членов) рода Адзуми считаются три морских божества, явившихся во время очистительного омовения, которое совершил Идзанаки после пребывания в подземном царстве, род Муна-ката, обитавший в местности Муна-ката на острове Кюсю и владевший этой местностью, почитает в качестве удзигами своего рода трёх морских богинь, явившихся из меча Сусаноо во время его соревнования с Аматэрасу в рождении детей, богиня Амэ-но удзумэ играет роль предка - покровителя высших членов рода Сарумэ.


Место обитания удзигами

Каждый японский клан имел собственного ками прародителя, также как в настоящее время императорский род почитает своей прародительницей Аматэрасу. Данные ками именовались удзигами и были главными божествами соответствующего рода. Сами же члены клана считавшиеся детьми удзигами, именовались удзико. Однако, когда один клан подчинял себе другой, победители требовали, что бы побежденные почитали их удзигами. Благодаря этому понятие удзико постепенно расширилось от прямого потомка удзигами, до простого члена общины, находящейся под покровительством соответствующего божества. Удзигами же из родового божества стал превращаться в божество, покровительствующее конкретной территории. Данный процесс ускорился, когда люди стали с легкостью менять место жительства. Сейчас удзико может считаться даже иностранец, но для этого он должен стать полноправным членом местной общины, что является достаточно сложной задачей.





Место обитания удзигами


You are subscribed to email updates from JapanBlog
To stop receiving these emails, you may unsubscribe now.
Email delivery powered by Google
Google Inc., 20 West Kinzie, Chicago IL USA 60610

Комментариев нет: