воскресенье, 17 июня 2012 г.

Фан-клуб любителей Японии


Полинезийская Ева

Posted: 16 Jun 2012 12:52 PM PDT


***
Откуда мы с тобой пришли,
Я знаю точно – мы вернёмся!
И завтра нас согреет солнце,
Растопит наши феврали,
И ручки так позолотит,
Что верю - хватит на билеты,
И на парижские конфеты,
На телефонный безлимит…

Но ждут ли нас? Горчит вопрос.
С картин смеются таитянки,
А на столе – Cinzano Bianco
И переспевший абрикос…

***
© Лариса Устиновва

***

Были счастливы те двое,
Что в саду Эдемском жили,
И не знали, что такое
Зло, грехи их не томили.

Невиновны люди были,
Даже с Богом говорили,
И следил за их словами
Ангел с добрыми глазами.
Так доступно и прекрасно
Лучезарной жизни древо.
Древо знания опасно,
Но к нему шагнула Ева.

Люди Бога оскорбили,
Счастье сами загубили,
И следил за их делами
Ангел с гневными глазами.

Гнёт проклятья ощущая,
Слишком поздно, поздно каясь,
И вернуться в рай мечтая,
Уходили, спотыкаясь.

И назад бы побежали,
Да нельзя - греховны стали,
И следил за их шагами
Ангел с грустными глазами...


Полинезийская Ева

Японцы ценят прекрасное, любят и знают европейскую живопись, по традиции в стране наиболее популярны французские импрессионисты и, конечно, картины постимпрессионистов. Работы последних есть как в музеях, так и в частных коллекциях и в корпоративных собраниях. Одна из таких картин кисти Поля Гогена находится в коллекции Художественного музея Охара (Ohara Museum of Art) города Курасики (Kurashiki). Называется картина Сладостная земля (Te nave nave fenua), написана художником в 1892 году, в первый год прибытия Гогена на остров Таити Французской Полинезии.



Сладостная земля (Te nave nave fenua), фрагмент, 1892 год
Художник - Поль Гоген
Французская школа, стиль - клуазонизм, жанр - аллегория
Художественный музей Охара (Ohara Museum of Art), Курасики (Kurashiki)

Чтобы написать эту картину, Поль Гоген нашел вдохновение в рельефах и фресках храма Боробудур на Яве, что свидетельствует о важности первобытного искусства в творчестве художника. Главный герой холста - обнаженная полинезийская женщина, таитянская Ева срывает цветок правой рукой, а на высоте головы появляются мнимая ящерица с красными крыльями. Здесь Поль Гоген объединяет католицизм с полинезийским миром. Таитянская Ева выделяется на фоне тропического пейзажа, в котором преобладают зеленый, желтый и оранжевый цвета. Определенные диспропорции наблюдаются здесь в ногах, напоминающие примитивные скульптуры. Волнистые линии и плоское применение цвета напоминают японские гравюры, которые так заинтересовали французских импрессионистов. Нагота Евы представлена ​​смело и без ложной скромности, ее босые ноги показаны фронтально, не скрывая и ее лобковые волосы.

***

Здесь прелести дикарки
На европейский вкус
Достаточно неярки,
Их не запишешь в плюс.
И кресло – стиль ампира,
Уместно вряд ли тут.
Я вовсе не задира,
Ценю Гогена труд,
Пытаюсь разобраться
В чем эта красота?
Не нужно быть яванцем –
А истина вся та,
Что внутренней свободы
У дамы не отнять –
Она - дитя природы.
Она – природы мать.

***
© Леонид Адрианов


Буддийский храм Боробудур, Индонезия

Генезис этой картины относится примерно к 1889 году, когда Поль Гоген закупает фотографии с барельефами буддийского храма Боробудур, он добавил их к своей коллекции изображений, предназначенных для обеспечения более поздних работ маслом. Боробудур (Borobudur) - буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс на острове Ява в Индонезии, построенный между 750 и 850 годами. Сотни лет Боробудур лежал покрытый вулканическим пеплом и заросший джунглями. Лишь в 19 веке голландцы организовали экспедицию и стали очищать монумент, а в 1873 году буддийский комплекс был сфотографирован. Первая идея картины Полинезийской Евы была гуашь на бумаге, выполненная в 1890 году, еще до отъезда Поля Гогена на Таити. Художник изображает обнаженную девушку, заимствованную из фигуры храма Боробудур, которая собирает яблоки, змей оборачивается вокруг небольших деревьев, кругом пышной ландшафт из кокосовых пальм.


Женщина с попугаем, 1866 год
Художник - Гюстав Курбе
Французская школа, стиль - реализм, жанр - ню
Metropolitan Museum of Art Manhattan, New-York, USA

В том же 1889 году Поль Гоген на выставке столетия французского искусства видел картину "Женщина с попугаем" Гюстава Курбе. Картина проникнута эротизмом и была благосклонно принята в Салоне. Думаю, память об этой картине вдохновила Гогена через три года на ассоциацию обнаженной женщины и ящерицы-птицы, чтобы получить подобный эротический эффект.


Орана Мария (Мы приветствуем тебя, Мария), 1891 год
Художник - Поль Гоген
Французская школа, стиль - клуазонизм, жанр - аллегория
Metropolitan Museum of Art, New York, USA

Сладостная земля (Te nave nave fenua), вероятно, имеет параллель с картиной Гогена "Орана Мария" (Мы приветствуем тебя, Мария) из Музея Метрополитен в Штатах. Тема женщины и природы, мотивы цветения, рождения и плодоношения проходят через творчество Поля Гогена. "Орана Мария" есть идея поиска рая на земле в творчестве художника. Ангел в раю в традиционной живописи, как правило, изображался в роли изгоняющего оттуда согрешивших прародителей. Здесь же, наоборот, он как бы подталкивает двух таитянок к Марии с младенцем. Изображение цветов, деревьев и плодов выдает полный восторг художника перед буйством таитянской природы. Такое впечатление, что он не мог насытиться богатством форм и цветов, здесь кокосы и бананы, манго и пальмы, мимозы и гибискус. В этом холсте слились воедино образы ветхозаветного рая, животворящей матери-природы, женственности и материнства. Но нимбы над головами и подчеркнуто каноническое название напоминают о христианской символике, а значит, и о страдании. При этом богоматерь и дитя явно таитянского происхождения, и вся сцена обретает конкретную географическую прописку, выпадая тем самым из сугубо мифологического пространства. Опять возникает мотив взаимоотношений реальности и легенды. Картина же "Сладостная земля" есть свободная реализация темы искушения Евы в тропической обстановке. Змей на Таити не было, Поль Гоген заменил их на сказочную ящерицу, а яблоню, которая тоже отсутствовала на Таити, заменил на фантастический цветок из павлиных перьев. Фигура Евы является центром для размышлений Поля Гогена на искусство, природу женщины и цивилизацию. Художгик взял светящиеся золотом тело таитянской женщины, чтобы изобразить природу человечества и тайну пола. Эти обильные образы смешиваются с полинезийской культурой и христианскими мотивами, такие как Ева в райском саду.


Желтый Христос (Le Christ jaune), 1889 год
Художник - Поль Гоген
Французская школа, стиль - символизм, жанр - аллегория
Галерея Олбрайта-Нокса, Буффало

В живописи Поля Гогена религия играла важную роль, об этом свидетельствуют другие работы художника, например, "Желтый Христос" и " Зеленый Христос". Полотно "Жёлтый Христос" художник создал в бретонском Le Pouldu осенью 1889 года, куда он переехал из Понт-Авена (Pont-Aven), где уже было много туристов. Поль Гоген был вдохновлен местной полихромной скульптуры семнадцатого века, которую нашел в церкви Trémalo. Октав Мирбо назвал эту картину тревожной и острой смесью варварской пышности, католической литургии, индийской медитации, готического вымысла и тонкого символизма. Страдающий Иисус расположен в окружении трёх бретонских крестьянок, одетых в традиционные национальные одежды конца XIX века. Поль Гоген изобразил распятие на фоне типичного французского сельского пейзажа. Умиротворение разлитое в воздухе, спокойные покорные позы женщин, насыщенный солнечным жёлтым цветом ландшафт с деревьями в красной осенней листве, крестьянин занятый вдали своими делами, не могут не входить в конфликт с тем что происходит на кресте. Они резко контрастируют с Иисусом Христом, на лице которого отображается та стадия страдания, которая граничит с апатией, безразличием ко всему его окружающему.


Зеленый Христос, 1889 год
Художник - Поль Гоген
Французская школа, стиль - символизм, жанр - аллегория
Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique

Картину "Зеленый Христос" Поль Гоген написал осенью 1889 года в Понт-Авене, Бретань, Франция. Вместе с "Желтый Христосом" эта картина считается одним из ключевых произведений символизма в живописи. Она изображает бретонскую женщину у подножия Голгофы. Скульптуры распятия Христа часто встречаются на городских площадях в Бретани. Топографическом местом изображения является атлантическое побережье в Le Pouldu.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


You are subscribed to email updates from Japanese Doll
To stop receiving these emails, you may unsubscribe now.
Email delivery powered by Google
Google Inc., 20 West Kinzie, Chicago IL USA 60610

Комментариев нет: