суббота, 17 апреля 2010 г.

Об Алисе из Страны чудес и Антонио Гауди


Японцы сравнивают Парк Гуэль со "Страной чудес" Льюиса Кэрола. Здесь узкие, извилистые тропинки и широкие дороги на склоне горы, они сходятся и вновь разбегаются , вьются серпантином между кустов агавы, пальм и сосен с изломанными стволами. Лестницы, алеи и арки органично вписываются в ландшафт. Архитектура парка гармонично сливается с природой в единый ансамбль. В Парке Гуэль теряешь представление, где заканчивается живая природа и начинается архитектура. Здесь творение человека сливается с творением высших сил. По влиянию на человека Парк Гуэль можно сравнить со знаменитыми японскими садами камней, в которых можно найти духовное очищение и полное отрешение от земных проблем. В парке Гуэль трава, деревья и клумбы застывают, а камень оживает.


Парк Гуэль

Спроектирован и построен Парк Гуэль архитектором Антонио Гауди (1852-1926) в 1890-1914 годах. Ландшафтное творчество Гауди развивалось в рамках стиля модерн, но ряд орнаментальных мотивов позаимствован из японского искусства - чешуя дракона в качестве облицовки. Да и в традициях древней японской архитектуры единство жилища человека с природой, это возведено в ранг абсолютного принципа. Еще парк Гуэль сравнивают с "Садом радостей земных" сюрреалиста эпохи северного Ренессанса Иеронима Босха.


Сад радостей земных

Творчество Гауди открыли для всего мира японцы, они очень ценят архитектурное наследие великого мастера. В Японии существует целый культ Гауди и японцы устраивают в Барселону настоящее паломничество. Вообще каталонцы дали миру много выдающихся людей - Пабло Пикассо, Хуан Миро, Сальвадор Дали. Все они в первую очередь были великими каталонцами, а уже потом художниками. Но из всех мэтров только Антонио Гауди произвел на японцев впечатление. Его творчество отличает поистине японское любование деталями и религиозный аскетизм - лаконизм в искусстве. Своим учителем мастер считал Бога. Взгяд японцев на творения Гауди аналогичен японским гравюрам, когда мы можем увидеть Фудзи в распахе крыльев бабочки. Еще Гете сказал, что архитектура это застывшая музыка. Творения Гауди созвучны музыке японца Тору Такемицу, композитора, друга Кобо Абэ, написавшего музыку к фильмам Куросавы и Сокурова.


Саграда Фамилия


Великий каталонец 43 года своей жизни отдал строительству Саграда Фамилия, этот собор не достроен до сих пор, каталонцы обещают завершить строительство к 2030 году. Собор возвышается на плошади, получившей имя своего создателя - Гауди, и является символом Барселоны. А в часовне "Святого семейства", где похоронен Гауди, установлена специальная копилка, сделанная по проекту японского архитектора Эцуро Сото, который преклоняется перед творчеством каталонского мастера. На экраны вышел фильм японского режисера и скульптора Хироши Тешигахара "Антонио Гауди". Понадобился японский режисер с японским подходом к архитектуре и культуре, чтобы оценить и увидеть великого мастера. Только японцы смогли провести параллели и соединить мир Гауди с окружающей природой - горами, ущельями, деревьями. Творчество архитектора созвучно японскому мироощущению.


Дом Батльо

Японцы первыми из иностранцев заинтересовались работами Гауди. Молодой скульптор Кендзи Имаи, посетивший Барселону через несколько месяцев после кончины Гауди, был настолько потрясен храмом, что решил создать в Нагасаки собор на базе его работ. Сейчас японцы создали в Барселоне свою национальную ассоциацию, которая пытается выкупить хоть что-то, связанное с наследием великого архитектора - ограды, решетки, дома. Дом Батльо - это творение Гауди давно хотели купить японцы. Они собирались разобрать его и перевести к себе на родину, был даже готов проект. Власти Барселоны деликатно объяснили, что этот дом является национальным достоянием и не продается. Японцам остается только восхищаться и щелкать объективами фотоаппаратов.


Комментариев нет: