четверг, 8 марта 2012 г.

Японский рикша


Японский рикша

Posted: 04 Mar 2012 08:19 AM PST


Японский рикша

Рикша как профессия родилась в Японии в эпоху Мэйдзи, идея принадлежит японцам Ёсуке Идзуми, Токудзиро Судзуки и Косуке Такаяма, которые в 1870 году получили в Токио официальное разрешение на изготовление и продажу таких повозок. Само слово рикша так же японского происхождения, происходит от искаженного дзинрикися , что означают "человек - сила - повозка". Уже из Японии эта профессия распространилась в Китай и другие страны Южной Азии. Раньше японцы для перемещения использовали в основном паланкины, а гужевой транспорт в Японии вообще был развит слабо. Уже через пару лет в Токио было около 40 000 рикш, из столицы рикши распространились по всей стране и к концу 19 века их было более двухсот тысяч. С появлением автомобиля количество рикш уменьшилось, перед войной с американцами на островах осталось всего около 13 тысяч рикш. Сейчас в Японии рикши являются элементом туристической индустрии.


Это что-то типа таксопарка - станция рикш











Yaritagariya-san

Posted: 04 Mar 2012 06:05 AM PST


Yaritagariya-san

Yaritagariya-san - это клип из сингла группы AKB48 под названием "Kudoki Nagara Azabu Juban". Музыкальное видео за короткое время посмотрело свыше миллиона человек. AKB48 (эйкэйбии фотиээйт) - японская женская идол-группа, продюсируемая Ясуси Акимото, названа в честь токийского квартала Акихабара, в котором на 8-ом этаже магазина сети Don Quijote расположен собственный театр группы. В группе 48 девушек, весь состав поделен на три команды: Team A, Team K и Team B. В каждом выступлении в театре принимает участие только одна из команд, у каждой из которых своё собственное шоу со своим репертуаром. Хронология AKB48 здесь - http://aitakatta.ru/history/chronology.php" title="Хронология AKB48" target="_blank">Хронология AKB48.






Японский пират Мураками Такеёси

Posted: 04 Mar 2012 02:40 AM PST

Японский пират Мураками Такеёси


На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий,
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.

И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт.

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так, что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса, -
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд,
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат.

Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?

***
© Николай Гумилев, 1910 год

Пират Мураками Такеёси

Пожалуй, самым знаменитым японским пиратом является Мураками Такеёси (Murakami Takeyoshi, 1533 - 1604), который правил островами Внутреннего моря из своего замка на острове Носима. Родился он в местечке Shimamura на берегу Внутреннего моря. Здесь земли для обработки было мало, почва бесплодная, не способная полностью обеспечить островитян едой, поэтому местные японцы зарабатывали на жизнь в соответствии со своим представлениями о мужчине и воине - накладывали таможенные пошлины на проходящие суда, беря десятую часть цены перевозимого товара, подрабатывали контрабандой и грабежами, то есть занимались морским пиратством. В этих местах и состоялась карьера Мураками Такеёси, который стал командиром военно-морских сил клана Мори, а по совместительству - королем пиратов. Мураками Такеёси руководил разработкой новых видов оружия и бронированных кораблей, он изобрел оснащение судов пушками и гранатам для бомбардировки судов врага, его флот смог эффективно противостоять военно-морским силам Ода Нобунага. Мураками Такеёси даже смог стать победителем в битве с флотом Ода Нобунага.




Крепость Кокубу,
музей Мураками в Миякубо на Носиме


Пиратский боевой корабль атакебуне (Atakebune)

Корабль атакебуне - основной боевой корабль http://japanesedolls.ru/index/0-1304" title="Японские пираты вако" target="_blank">пиратского флота, действующего в акватории Внутреннего моря на протяжении всего 16 века. Японцы соорудили в период Сэнгоку огромный прибрежный флот из множества судов. Крупнейший и вообще самый опасный тип этих судов был назван атакебуне. Это традиционное японское судно, но киль корабля представлял собой компромисс между Востоком и Западом. Надстройки корабля часто покрывали железными пластинами. Атакебуне были вооружены несколькими пушками и многочисленными крупнокалиберными пищалями. В отличие от японской военно-морской тактики того времени, когда военно-морской бой шел между экипажами кораблей, а не между кораблями, суда атакебуне были плавучими крепостями, хотя применялся и рукопашный бой. Корабли плавали только в прибрежных водах, часто использовали весла для движения, так как их полная облицовка железом и большая масса корабля, вероятно, не давали движения с помощью парусов.

Сражение при Кидзигавагути (Kizugawaguchi) в 1576 году

Пираты одевались легко, такая одежда подходила для быстрых набегов. Штанов и обуви они не носили, а под кимоно свободного покроя имели набедренные повязки. На груди кимоно застегивали с помощью завязок, вшитых в швы. Мечи подвешивались за спиной. Лоб у них был выбрит, остальные волосы собраны на затылке в пучок. Все пираты носили жидкие усы, у некоторых имелись бороды. Но в битве при Кидзигавагути в 1576 году пираты были одеты и вооружены лучше, чем обычно при рейдерских походах в Китай и Корею. Их тела были защищены доспехами как носили асигару, на брони стоял мон Мураками, пираты носили простые рубашки и брюки, босые ноги были обуты в соломенные сандалии. Бомбы horoku состояли из двух полушарий железа, скрепленных и обернутых слоями японской бумаги васи, клееной на внешней поверхности. Порох и многочисленные осколки железа помещались внутри, веревка или шнур были прикреплены к внешней оболочке в духе олимпийского молота для метания. Оружие включало пищали и луки, а также специальное копье с многочисленными шипами.


Священник секты Дзедо Синсю благославляет флот Мураками, идущий навстречу флоту Оды Нобунаги, чтобы дать первое сражение при Кидзигавагути в 1576 году. Это сражение Мураками Такеёси выиграл.


Мураками Такеёси и иезуит Луи Фруа ,
музей Мураками в Миякубо на Носиме

На картине из музея Мураками в Миякубо на Носиме правитель острова Носима господин Мураками Такеёси встречается с иезуитом Луи Фруа (Luis Frois,1532 - 1597). Иезуиты, как и все путешественники, платили подать за передвижение по территории Мураками. На заднем плане видна крепость на острове Носима. Луи Фруа был португальским миссионером, он был родом из Лиссабона, в 1548 году вступил в Общество Иисуса, а в 1563 году приехал в Японию, чтобы участвовать в миссионерской работе. В 1569 году Луи Фруа подружился с Ода Нобунага и останавливался в его личной резиденции в Гифу во время написания книги. Труды миссионера включают истории Японии.



музей Мураками в Миякубо на Носиме



Макет корабля атакебуне,
музей Мураками в Миякубо на Носиме



Экспозиция музея Мураками в Миякубо на Носиме


Охрана королевства Чосон от японских пиратов,
музей Мураками в Миякубо на Носиме



Памятник Мураками Такеёси


Японские пираты вако

Posted: 03 Mar 2012 09:57 AM PST


Японские пираты вако

Почему-то считается, что японские корабли были ненадежными и годились только для каботажного плавания вдоль берегов Японского архипелага и по Внутреннему морю. Поэтому японцы были плохими моряками и не сделали никаких важных географических открытий. Отчасти это так, но среди японцев было одно сословие, которое совершали морские путешествия по морям, плавая довольно далеко от Японии. Это были морские пираты вако. Слово это китайского происхождения, первый иероглиф означает Япония, а второй - грабитель, разбойник. Так китайцы называли отважных японских морских пиратов. Вако терроризировали берега Кореи и Китая и первоначально состояли в основном из военных, ронинов, торговцев и японских контрабандистов. Пираты начали активно промышлять в японских морях в начале XIII века. Официально считается, что первый рейд вако устроили в 1223 году на южное побережье Кореи, а в 1302 году - на Китай. В то время сильная централизованная власть в Японии отсутствовала, поэтому морскими пиратами управляли несколько мелких и среднего размера даймё, располагавшихся в прибрежных районах Японии. Одним из таких лидеров вако был правитель острова Носима господин Мураками Такеёси. На картине из музея Мураками в Миякубо на Носиме иезуит Луи Фруа встречается с Мураками Такеёси. Иезуиты, как и все путешественники, платили подать за передвижение по территории Мураками. На заднем плане видна крепость на острове Носима.

Карта активности японских пиратов

Вако в основном концентрировались на Корейском полуострове и в Жёлтом море до Китая. В те времена Китай запрещал своим подданным в личном порядке торговать с иностранцами, поэтому торговля между Китаем и Японией происходила исключительно на государственном уровне. Власти Китая полагали, что ограничение частной торговли заставит вако уйти в другие места, но это только привело к тому, что многие китайские торговцы решили торговать с Японией и дальше, только незаконно. Пираты состояли в основном из мелких фермеров и рыбаков. Особенно много вако были родом из островов Ики и Цусимы. Наиболее крупные объединения пиратов насчитывало свыше трёх тысяч человек. Вако грабили не только побережье Кореи и Китая, но и проникали в глубь корейского государства. Набеги вако продолжались вдоль всего восточного побережья Китая, но чаще всего пираты нападали на современные провинции Шаньдун и Чжэцзян.

Японский пират вако

Корейцы и китайцы, конечно, возмущались, посылали в Японию послов, но сёгунат никак не мог справиться с пиратами. Или не очень хотел, ведь экономическое эмбарго, наложенное на Японию китайцами, сделало контрабанду единственным способом обеспечить поступление китайских товаров. Поэтому послам иногда просто рубили голову, чтобы не очень доставали. В ответ на действия пиратов, император Хунъу (Hongwu) построил ряд фортов вдоль побережья, а над Японией нависла реальная угроза китайского вторжения.


Форт Yongchang, Китай

Форт Yongchang расположен в городе Вэньчжоу, провинция Чжэцзян, он был построен в 1558 году при династии Мин от защиты японских пиратов. Корейцы тоже укрепляли береговую линию, чтобы противостоять набегам японских пиратов. Кроме того войска династия Чосон вторглись на Цусиму в1419 году, после чего активность вако в Корее сильно упала. В 1443 году Корея и Япония подписали соглашение, подразумевавшее, что Япония будет контролировать деятельность вако, а также узаконившее торговлю между корейскими портами и островом Цусима. Для японцев разрешили торговлю в трех корейских портах и активность вако сразу снизилась, а между Кореей и Японией установился мир.

Надгробие на могиле Мацуура Таканобу

Сроеди японских пиратов были и самураи, память о которых жива до настоящего времени. Один из них - Мацуура Таканобу (Matsuura Takanobu, 1529 - 1599) из клан из Hirado. Он был одним из самых могущественных феодалов Кюсю и одним из первых, который начал торговать с европейцами, в основном, с португальцами, импортируя западное огнестрельное оружие. По совместительству он был лидером мощной группировки вако. Типа как у нас сейчас, когда люди во власти по совместительству являются и криминальными авторитетами, похожи у нас во дворе еще Средневековье.

Карта зоны влияния южных вако

Португальцы не только получили на территории Китая анклав Макао, но и закрепились на острове Формоза (Тайвань). В 1521 году мореплаватель Фердинанд Магеллан прибыл на Филиппины и объявил их собственностью Испании. На этих островах интересы португальцев и испанцев пересеклись с японскими. Параллельно европейской колонизации здесь все больше появлялось японских переселенцев. В 16 века японские колонии-города были созданы на различных островах на юг от Японского архипелага. На Окинаве, Рюкю, на Тайване, архипелаге Сулу, который входил в султанат Бруней. В то время Бруней владел не только частью острова Борнео (современный Сабах и Саравак), но и арипелагом Сулу и другими Филиппинскими островами. Здесь укрепился ислам, в стране было много золота, а для защиты своих торговых путей султанат имел флот из сотен военных кораблей.


Королевство Пегу

Используя остров Тайвань в качестве базы, японские пираты, известные как южные вако, совершали рейды на юг до острова Зунда, а на запад - до Королевства Пегу на территории современной Бирмы, Населяли Пегу моны, этнически они близки кхмерам. На монов оказали заметное влияние индийцы, существует даже легенда о посольстве, присланном к монам, чтобы обратить этот народ в буддизм. Из Индии пришла и письменность. Треугольник, образованный островом Тайвань, архипелагом Сулу и побережьем Пегу, был зоной японского рейдерства почти сто лет. В 1550 - 1560-х годах снова произошёл всплеск активности японских пиратов. В отличие от прежних времён, вако в XVI веке состояли не только из японцев, большинство из них к этому времени были этническими китайцами. Японских пиратов также часто называли bahan, в португальской транскрипции - bafan, что означало "бог войны" или "изодранные паруса". Пираты убивали, поджигали и грабили всё на своём пути, они не встречали достойного сопротивлению и совершали налёты вглубь китайской территории, приближались к большим городам в дельте Янцзы - Ханчжоу, Сучжоуи, Нанцзинь. К 1570 году вако проводили свои рейды на сотни миль вверх по Янцзы и Желтой реки в специально построенных лодках с плоским дном.

Taozhu town, Taizhou, Китай

Морские пираты создали множество укреплённых баз во множестве городов и крепостей на побережье Китая, общая численность гарнизонов во всех крепостях насчитывала около 20 тысяч мужчин. Закат японского пиратства проходил постепенно. Перед тем как исчезнуть окончательно количество пиратов постепенно уменьшалось и этому общему упадку есть несколько причин. Как правило, большинство вако стало возвращаться к традиционным для мореплавателей видам деятельности и закон, запрещающий торговлю морем постепенно сошёл на нет. Еще в 1550 году португальцам было выдано разрешение селиться в Макао в обмен на союз с Китаем против японских вако. Португальцы провели ряд антипиратских кампаний на море, а в 1564 году началось совместное китайско-португальское противостояние пиратам в дельте реки Жемчужная. Появление португальцев привело к ослаблению торговых ограничений, во всяком случае в районе Кантон. Само присутствие хорошо вооружённых португальских судов способствовало снижению активности пиратов. Кроме того, взаимодействие с портгульцами привело к упразднению системы дани, что в конечном счёте благотворно сказалось на местных легальных торговцах. Но более вероятно, что португальцы могли предложить товары из Индии и Индонезии по более привлекательной цене, что делало их своего рода контрабандистами по отношению к вако. Вако не могли выдержать такой конкуренции и в итоге вернулись к обычной деятельности.

Японские пираты

Объединение Японии при Хидееси в 1591 году положили конец пиратству, все дайме приносили клятву в том, что не будут заниматься пиратством. Два законопроекта Хидэёси в особенности подорвали само существование пиратов. Первый из них это знаменитый закон из «охоты за мечами», начатой в 1588 году. Охота за мечами была одной из основных причин конфискации даймё оружия у крестьян – таким образом была нивелирована возможность вооружённого бунта. Даймё, чьи религиозные убеждения и лояльность по отношению к Хидэёси вызывали сомнение, были подвергнуты репрессиям. Фактически, такие действия Хидэёси разоружили и вако, т.к. им больше негде было приобретать оружие, да и сами они теперь вдвойне, если не втройне преступали закон. Второй законопроект был направлен непосредственно против пиратов, в частности, представители даймё пытались всеми правдами и неправдами получить подтверждение того, что мореплаватель не участвует в налётах и грабежах. Если бы какой-нибудь даймё вздумал противиться выполнению этого приказа и позволил вако и дальше заниматьяс их ремеслом, то его владение было бы просто конфисковано. С 1574 года император династии Мин начал программу модернизации военно-морской флота для борьбы с японскими пиратами. На должность адмирала флота, строящегося в Цюаньчжоу, провинция Фуцзянь, пригласили португальца Франциско да Ормуз, который и построил для империи новый флот. После этого португалец на китайской службе провел энергичную кампанию против вако, ударив сначала на Формозе. Контроль над Тайванем привел к окончательному исчезновению вако к 1689 году. В морях вновь стала доминировать китайская международная торговля, а китайские суда стали курсировать вплоть до Персии и Восточной Африки.


Типичный корабль северных вако

Считается, что история японского пиратства закончилось в 1639 году, когда Токугава принял эдикт об изоляции. За исключением отношений с Китаем и Кореей никакие другие иностранные суда не допускались в японские порты, а японцам запрещалось покидать страну под угрозой смертной казни. Китайский императорский флот вновь начал доминировать на море и в торговле в Восточной Азии, вако были лишены традиционных средств к существованию. Но японцы http://japanesedolls.ru/index/0-1053" title="О японских пиратах и развитии мореходства" target="_blank"> начали строить свои первые большие океанские корабли, дайме Сендай с согласия бакуфу Токугава построил 500-тонный корабль типа галеона, который перевозил японское посольство на американский континент, а затем продолжил плавание в Европу. Было построено около 350 судов нового типа (Red seal ship), сочетающих восточную и западную морские технологии. Корабли были вооружены с учетом некоторых западных технологий, они использовались главным образом для торговли с Юго-восточной Азией. Хотя многие японские пираты отправились на север на окраины японской культуры, в земли, свободные от китайского владычества. Они присоединились к китобоям и торговцам мехом крайнего севера, занимались кредитованием экспедиций, передавали судостроительные традиции. Северные вако выжили, они стали китобоями и торговцами пушниной. Экспедиции на многие реки Северо-Восточной Азии для обмена на меха стали обычным делом. Японские первопроходцы открывали новые земли, населенные незнакомыми племенами. Земля, где реки текли по льду рядом с реками огня. Они называли эти малонаселенные земли Koorishima, что означает Остров льда, сейчас мы знаем, что это полуостров Камчатка. Это была богатая и опасная земля, где не только изобилуют меха и леса, но и страшные опасности, как вулканы и враждебные туземцы.


Острова Королевы Шарлотты, открытые японцами в 17 веке. Канада

Самой важной функцией Koorishima было подготовка новых путешествий. Отсюда северные вако благодаря благоприятным течениям могли путешествовать дальше, отсюда японские мореплаватели отправлялись в плавание к Гавайским островам, открытых ими в середине семнадцатого века. Японцы на Гавайях вели торговлю вплоть до прихода европейцев более чем через сто лет, они глубоко повлияли на культурное развитие на этих островах. Но, пожалуй, самая значительная экспедиции, предпринятые вако, было путешествие Mamiya Shosuke. В 1677 или 1678 году, Shosuke отправился из Koorishima, путешествуя на север. Примерно через год он приплыл к земле далеко на востоке. Mamiya Shosuke был одним из первых японцев, отплывших так далеко от метрополии. Когда он отправился на север вдоль побережья, он, кажется, начал понимать истинный масштаб своего открытия. Первоначально японцы называли эти земли Totosyoto, что означает Дальневосточная Архипелаг, затем Mamiya Shosuke начал ссылаться на него как Ototochi, что означает Обширные земли Востока. Он оставил своих людей в подходящем порту, основав колонию Minatoshi. Сейчас это Острова Королевы Шарлотты, архипелаг в пределах Британской Колумбии у северо-западного побережья канадской провинции. Остров Ванкувер находится южнее архипелага, отделен заливом Королевы Шарлотты, Аляска находится на севере, отделена проливом Диксон-Энтранс.

Тотемный столб в честь японского открытия остовов,
Хайда музей в Skidegate, Острова Королевы Шарлотты, Канада

Эти острова населяли индейцы хайда. Японцы вступили с ними в контакт, туземцы в честь этого события изготовили резной тотемный столб, который сейчас хранится в местном Королевском музее. Японцы следовали дальше на север, где встретили людей, которые строили дома изо льда. Эти люди были богаты экзотическими мехами, и Shosuke торгуются с ними, покупая меха. Shosuke вернулся в Koorishima в 1683 году, а в материковую Японии - в 1685 году, он смог лично встретиться с Императором, который похвалил его за храбрость и инициативы. С благословения императора, он организует еще две экспедиции в Ototochi, чтобы остаться там навсегда как первый губернатор Minatoshi. Экспедиции Shosuke дали легитимность северным вако, и постепенно северные города-государства и их обширные колонии были более прочно интегрированы в японскую империю. До золотой лихорадки 1851 года, когда резко возросла морская торговля и эти острова под именем Острова Королевы Шарлотты (Queen Charlotte Islands) стали колонией Великобритании. По существу англичане аннексировали их у японцев. Колония была образована уже после завершения золотой лихорадки, для неё не было выстроено столицы, а единственным чиновником колонии стал назначенный её губернатором Джеймс Дуглас, являвшийся к тому времени одновременно губернатором колонии Ванкувер. Колония существовала чисто номинально, и в июле 1863 года вошла в состав колонии Британская Колумбия.


You are subscribed to email updates from JapanBlog
To stop receiving these emails, you may unsubscribe now.
Email delivery powered by Google
Google Inc., 20 West Kinzie, Chicago IL USA 60610

Комментариев нет: