четверг, 8 марта 2012 г.

Инкоу


Инкоу

Posted: 28 Feb 2012 02:00 PM PST

Инкоу

***

За рекой Ляохэ загорались огни,
Грозно пушки в ночи грохотали.
Сотни юных орлов из казачьих полков
На Инкоу в набег поскакали.

Пробиралися там день и ночь казаки,
Миновали и горы, и степи.
Вдруг вдали у реки засверкали штыки:
Это были японские цепи.

И без страха отряд поскакал на врага,
На кровавую страшную битву.
И урядник из рук пику выронил вдруг:
Удалецкое сердце пробито.

Он упал под копыта в атаке лихой,
Снег залив своей кровью горячей.
«Ты, конек вороной, передай, дорогой,
Пусть не ждет понапрасну казачка».

За рекой Ляохэ уж погасли огни,
Там Инкоу в ночи догорало.
Из набега назад возвращался отряд,
Только в нем казаков было мало…

***

Инкоу

На гравюре справа показаны японские войска в лагере Инкоу, греющиеся у костра, это фрагмент триптиха художника Кобаяси Киётика (Kobayashi Kiyochika, 1847-1915), который создал ряд гравюр с изображением сцен из русско-японской войны. На фотографии слева - казаки Уральской сотни лейб-гвардии сводно-казачьего полка, принимавшие участие в бою при Инкоу. Этот порт, расположенный в устье реки Ляохэ, стал ареной борьбы между японцами и русскими. Потеряв в декабре 1904 года Порт-Артур, командование русской армией разработало план войсковой операции с целью сорвать японское наступление. В те трагические дни командир отдельной Забайкальской казачьей бригады генерал-майор Павел Мищенко получил приказ возглавить кавалерийский рейд и захватить Инкоу. В новогоднюю ночь отряд попытался взять штурмом Инкоу. Отряд Мищенко, прорвав левый фланг японских позиций, ушел за реку Ляохэ и вышел к сильно укрепленным позициям Инкоу, стоящему у впадения реки Ляохэ в морской залив. Кавалеристам противостояли японские пехотинцы, уже поджидавшие их в окопах - внезапного удара не получилось. Отряд Мищенко был расстрелян с расстояния в сто шагов. Казаки, находящиеся в первых рядах, попадали в волчьи ямы, запутывались в колючей проволоке, их винтовки и шашки были бессильны против артиллерийской картечи и ружейно-пулеметного огня. Трижды они яростно шли на приступ, и трижды остатки сотен откатывались назад. Жгучий мороз добивал раненых. Инкоу не был взят. На память от того набега в казацких станицах остались не только Георгиевские кресты и похоронки, но и песня, которую нам преподносили как "Там вдали за рекой".



Braving the Bitter Cold, Our Troops Camp at Yingkou,
художник Кобаяси Киётика (1847-1915)


Our Field Artillery Attacks the Enemy Camp at Jiuliancheng,
художник Кобаяси Киётика (1847-1915)





Казаки Уральской сотни лейб-гвардии сводно-казачьего полка

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


Японский ворон карасу

Posted: 28 Feb 2012 06:32 AM PST


Японский ворон карасу

"Ворон, сосна, тории и восходящее солнце" - работа художника Yashima Gakutei (1786-1868), создана около 1825 года. Здесь все лаконично и красиво, хотя и чувствуется сила птицы. Ведь японский ворон карасу - птица крупная, мощная и агрессивная. Весной карасу в стиле фильма Хичкока нападает на людей, особенно на женщин с украшениями в ушах, это часто заканчиваются ранениями. В это время года ворон защищает свое гнездо. Поэтому карасу далек от того элегического образа, который хорошо известен по хайку Басё. Еще айну считали ворона божеством и отождествляя со змеей, называя "черный змей". Считалось, что эти птицы могут повлиять на удачу в промысле и на жизнь человека вообще. Поэтому плохого о них нельзя говорить, а стрелять из лука считалось преступлением. У айну есть легенда, согласно которой ворон спас солнце, проглоченное злым духом. Почтительное отношение к ворону передалось и японцам, хотя, чего греха таить, в Древней Японии их ритуально убивали. Самый известный ворон в японской культуре - это гигантский Ятагарасу, посланный с небес богиней солнца Аматэрасу, чтобы перевести легендарного императора Дзимму, идущего в поход за основание Японии, через горные перевалы из Кумано в Ямато. Сейчас японцы считают, что карканье ворона предвещает смерть, пожар или другое несчастье. Карасу - это общее японское наименование для птиц рода Corvus. У всех них тело полностью черное, длиной до 60 см. На Японских островах постоянно обитают два вида. Хасибуто-гарасу (Corvus macrorhynchos) живет в самых различных условиях, от горных районов до больших городов. Второй вид - хасибосо-гарасу (Corvus corone) обитает в сухих руслах рек и сельской местности. Зимой на Хоккайдо залетают мигранты - сибирский ворон ватари-гарасу, а на северный Кюсю - японский грач мияма-гарасу (Corvus frugilegus) и галка кокумару-гарасу (Corvus monedula).


Ворон на ветке, 1887 год,
художник Каванабэ Кёсай (1831-1889)



Korin Ogata (1658-1716) - Crows and the Moon

Хайку о черном вороне Мацуо Басё

На мёртвой ветке
Чернеет ворон.
Осенний вечер.

***
Перевод Константина Бальмонта

На голом суку
примостилась под вечер ворона –
кончается осень...

***
Перевод Александра Долина

На голой ветке
ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.

***
Перевод Веры Марковой

На вѣтви увядшей
Ворона сидитъ
Въ этотъ вечеръ осеннiй.

***
Перевод У. Дж. Астона/В. Мендрина

Каркая, воронъ
Къ ночлегу уселся
На вѣтку сухую.

***
Перевод Г. А. Рачинского

на сухую ветвь
присела под вечер ворона —
сумрак осенний.

***
Перевод Дмитрия Смирнова

На чёрной ветке
ворон расположился.
Осенний вечер.

***
Перевод Владимира Соколова

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


Бедный рыбак

Posted: 28 Feb 2012 04:46 AM PST

Бедный рыбак

***
Руки голы выше локтя,
А глаза синей, чем лед.
Едкий, душный запах дегтя,
Как загар, тебе идет.

И всегда, всегда распахнут
Ворот куртки голубой,
И рыбачки только ахнут,
Закрасневшись пред тобой.

Даже девочка, что ходит
В город продавать камсу,
Как потерянная бродит
Вечерами на мысу.

Щеки бледны, руки слабы,
Истомленный взор глубок,
Ноги ей щекочут крабы,
Выползая на песок.

Но она уже не ловит
Их протянутой рукой.
Все сильней биенье крови
В теле раненном тоской.

***
© Анна Ахматова

Бедный рыбак

Картина "Бедный рыбак" кисти выдающегося французского символиста Пюви де Шаванна (Pierre Cecile Puvis de Chavannes) находится в собрании Национального музея западного искусства (National Museum of Western Art) в Токио в парке Уэно. Здесь изображен рыбак-вдовец, оставшийся с детьми, пейзаж предстает как условный мир, созвучный переживаниям героя, а образ рыбака является символом скорби. Современники отнеслись к "Бедному рыбаку" с враждебностью, критики считали картину спорной, но сейчас она рассматривается как первое проявление символизма во Франции, как воплощение мечты об утраченной гармонии. Об этой картине я и хочу рассказать.



Бедный рыбак,
художник Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824—1898) , французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио

Пьер Пюви де Шаванн был родом из Лиона, родился он в богатой состоятельной семье. Художник получил прекрасное образование, закончил парижский лицей Генриха IV, живописи учился в школе художника-романтика Ари Шеффера и в мастерской Эжена Делакруа, совершил два путешествия в Италию, где изучал работы старых мастеров. Хотя Пюви де Шаванн жил всю жизнь очень скромно, он никогда не был стеснен в деньгах, имея поддержку семьи, мог спокойно совершенствовать свое мастерство, нанимать натурщиков, покупать краски и не думать о хлебе насущном. Основная тематика работ Пюви де Шаванна - это стилизация под античность, декоративная и монументальная живопись в духе итальянских живописцев эпохи Раннего Возрождения. Пюви де Шаванн был одним из намболее значительных французских символистов, оказавших впоследствии большое влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво. В России большим поклонником художника был Сергей Дягилев и другие члены художественной группы "Мир искусства".


Бедный рыбак, 1879 год, эскиз,
художник Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824—1898) , французская школа,
ГМИИ - Москва

Этот эскиз к картине "Бедный рыбак" был приобретен Сергеем Щукуным в 1900 году в галерее Дюран-Рюэля в Париже. До 1918 года работа хранилась в собрании Сергея Щукина в Москве. Эскиз нельзя рассматривать лишь как подготовительную штудию к парижской картине из Музея Орсе. Несомненно, она имеет вполне самостоятельное значение. В решении Шаванном эскиза явно просматривается тенденция к упрощению идей, линий и цвета, что соответствовало задачам символистов. Матовость и прозрачность колорита, недописанность полотна привносят в настроение картины нотки грусти и печали.


Бедный рыбак, 1881 год,
художник Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824—1898) ,
французская школа, Музей Орсе, Париж

Это второй вариант картины Пюви де Шаванна "Бедный рыбак" из собрания Музея Орсе в Париже. Работа впервые была выставлена в салоне 1881 года. Художник описал картину в частной переписке, сказав, что здесь изображен рыбак-вдовец, оставшийся с двумя детьми. "Бедный рыбак" был встречен довольно враждебно и вызвал много споров среди современников художника. Герои картины кажутся разобщенными, как будто ничто не связывает их. Худой рыбак погружен в свои мрачные мысли, его дочь беззаботно собирает цветы на берегу, а крошечный ребенок, одинокий и беспомощный, лежит среди прибрежной травы. Печалью и одиночеством веет от унылого пейзажа: пустынного берега и гладкой поверхности воды. Поза рыбака сдержанно передает его эмоции, а ландшафт играет в полотне значительную роль, картина природы полностью раскрывает владеющие человеком чувства и тягостные мысли.

Блудный сын, 1872/76 год,
художник Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824—1898) , французская школа,
Национальная галерея искусства, Вашингтон, округ Колумбия, США
 
Фигура рыбака на картине "Бедный рыбак" схожа с главным героем картины Пюви де Шаванна "Блудный сын" из Национальной галереи искусства в Вашингтоне, США. Написана она по одной из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Луки. Картина учит добродетелям покаяния и прощения, показывает образ покаяния грешного человека.

Блудный сын, 1879 год,
художник Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824—1898) , французская школа,
собрание Бюрля, Цюрих, Швейцария

Еще один вариант картины "Блудный сын" кисти Пюви де Шаванна находится в Цюрихе в собрании Бюрля. Фигура блудного сына выражает нравственную нищету человека, отказавшегося от идеала и так же очень похожа на бедного рыбака из собрания Национального музея западного искусства в Токио.

Трагедия, 1903 год,
Пабло Пикассо (1881 - 1973), французская школа,
Национальная галерея искусства, Вашингтон, округ Колумбия, США

Картина Пюви де Шаванна "Бедный рыбак" повлияла на творчество Пабло Пикассо в голубой период его творчества, в частности на создание картины "Трагедия" из Национальной галереи искусства в Вашингтоне. Великий каталонец воспринял послание этой картины и на уровне духа, и на уровне живописной техники - бедный рыбак близок человеку из "Трагедии".


Ари Шеффер, его дочь Корнелия с собакой и Пюви де Шаванн

Картину "Бедный рыбак" художник Пюви де Шаванн посвятил Корнелии Шеффер, дочери своего учителя Ари Шеффер. Почти всю жизнь Пюви де Шаванн прожил холостяком, предпочитая радости свободной любви тяготам брака. Думаю, с Корнелией его связывала не только нежная дружба. "Портрет Корнелии с собакой" написан ее отцом в 1840 году, в это время девочке было 10 лет.


Музей романтической жизни, Париж

Ари Шеффер (Ary Scheffer, 1795 - 1858) был парижанином голландского происхождения, его дом в 9-ом округе Парижа стал источником вдохновения и романтической любви. Здесь бывали Шопен и Лист, Делакруа и Жорж Санд, Иван Тургенев и Полина Виардо. Гостей принимали не только сам художник, но и его дочь Корнелия. Сейчас здесь на улице Chaptal находится Музей романтической жизни, которым владеют потомки семьи художника.


Рыбаки на Галилейском море, цветная фотолитография, около 1900 года

"Бедный рыбак" художника Пюви де Шаванн по сюжету перекликается с рыбаками на Галилейском море, и не только современными, но и с рыбаками в библейские времена. Как известно, Иисус Христос своими учениками избрал не богатых, просвещённых или сильных мира сего, а самых простых людей. Большинство из апостолов были рыбаками из близлежащих к Галилейскому озеру городов и селений - Капернаума и Вифсаиды. Да и сейчас одним из атрибутов римских пап является кольцо рыбака (лат. anulus piscatoris), на котором апостол Пётр изображён забрасывающим рыбацкую сеть с лодки. Папское кольцо призвано напоминать о том, что папа является наследником апостола Петра, который по роду занятий был рыбаком. Вспоминается анекдот в тему:

Умирает Папа Римский. У ворот Рая встречает его апостол Петр.
- Как зовут тебя? - спрашивает Петр.
- Я Папа Римский!
- Папа, папа, - шепчет себе под нос Петр, - сожалею, но папы римского у меня в списке нет.
- Господи Иисусе! Но, но я же был заместителем Бога на земле!!!
- У Бога есть заместитель на земле?! - удивленно спрашивает Петр, - Странно, я ничего об этом не знаю...
- Я глава Католической Церкви!!!
- Католическая Церковь? Никогда не слышал о такой...Подождите, я спрошу у Шефа.
- Шеф, - спрашивает Петр у Бога, - там один чудак утверждает, что он ваш заместитель на земле, его зовут Папа Римский, Иисуса упомянул, вам это о чем-то говорит?
- Нет, - отвечает Бог, - но погоди, давай спросим у Иисуса.
Бог и Петр объясняют Иисусу ситуацию.
- Подождите, - говорит Иисус, - я сам с ним поговорю. Через 10 минут Иисус, смеясь до слез, приходит назад.
- Помните рыболовный кружок, который я организовал на Кинерете 2000 лет назад? Он до сих пор существует!

***

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


You are subscribed to email updates from Japanese Doll
To stop receiving these emails, you may unsubscribe now.
Email delivery powered by Google
Google Inc., 20 West Kinzie, Chicago IL USA 60610

Комментариев нет: